Как правильно точить цепь бензопилы штиль

Как узнать, что цепь пора затачивать

Понять, что пришло время затачивать цепь, можно по характерным признакам, таким как неуправляемость инструмента, который постоянно застревает в дереве и появление пыли вместо традиционной стружки. Также свидетельствует об уменьшении остроты зубьев затруднённое углубление и потребность прикладывать серьёзные усилия для распиливания древесины, что происходит крайне медленно. Однако увидеть, что цепь нуждается в заточке, можно и по ряду внешних признаков, которые наблюдаются при визуальном осмотре:

  • тупые края;
  • ржавчина;
  • нет стального блеска.

Затупившаяся цепь Источник diz-cafe.com

Заточка подручными средствами

Чтобы правильно точить цепь бензопилы напильником нужно подготовить инструменты для восстановления её функциональности:

  • круглый напильник;
  • плоский напильник;
  • держатель;
  • правильный станок для зубьев.

Круглый напильник нужен для обработки кромки пильных зубьев, характеризующихся скругленной конфигурацией. Обычно выбирают инструмент диаметром 4 – 5.5 мм. Плоский напильник нужен для заточки ограничителей глубины, от которых зависит, насколько цепь врезается в структуру древесины.

Напильники для заточки цепи Источник www.stroyportal.ru

Заточка болгаркой

Этот способ менее распространён. Обусловлено это тем, что здесь повышены требования к технике безопасности. Но некоторые пользователи пил используют его. Для заточки цепи болгаркой шину пилы необходимо зажать в тиски так, чтобы при выключенном тормозе пилы цепь могла свободно двигаться. Выполняются следующие действия:

Выбирается контрольный зуб (первый затачиваемый).
Ставится тормоз пилы в рабочее положение.
Включается болгарка, начинается заточка

Важно, чтобы круг на болгарке был заточным, а не отрезным.. Минусом такой заточки является то, что здесь очень трудно выдержать необходимый угол кромки

Не менее важно и то, что существует риск повреждения диском болгарки ушка крепления звена, последствием этого может быть разрыв цепи во время процесса распиловки

Минусом такой заточки является то, что здесь очень трудно выдержать необходимый угол кромки

Не менее важно и то, что существует риск повреждения диском болгарки ушка крепления звена, последствием этого может быть разрыв цепи во время процесса распиловки

Несмотря на то что заточка болгаркой вполне осуществима, всё же не стоит ею злоупотреблять. Лучше воспользоваться рекомендациями производителя и применять только сертифицированные аппараты для заточки цепи — это сэкономит время и деньги. Заточка цепи не такой уж сложный процесс, как может показаться, на первый взгляд. Даже если впервые у вас получится это сделать не совсем качественно, не стоит огорчаться: будьте уверенны, что со временем вы наберётесь необходимых навыков.

Бензопила Дружба. История модификации моделей и их эксплуатация

Это техника родом из СССР, которая всегда останется востребованной, несмотря на то, что сейчас электронные модели все больше вытесняют бензиновые. Это целая эпоха! Сколько лет прошло, а популярность свою она не теряет. Отличительной особенностью цепных пил Дружба является надежность, простота в управлении и низкая стоимость. И все это отлично сочетается в данной бензопиле! Ее можно встретить в большом количестве советских фильмов, она была незаменимым помощником при валке деревьев в тайге и заготовке дров на зиму на протяжении длительного периода времени.

Основным недостатком бензопилы Дружба является внушительный вес устройства и из-за этого оператору необходимо делать периодически остановки для отдыха.

Если Вас интересует, сколько будет стоить бензопила Дружба, то ответ будет от 3000 до 4000 тысяч в зависимости от состояния и модификации.

Варианты выполнения работы

Важно знать, как наточить цепь бензопилы в домашних условиях, чтобы не затягивать процесс работы с пиломатериалом и не сломать инструмент. Заточка цепи электропилы своими руками ничем не отличается от правки режущего элемента пилы с бензиновым двигателем

Можно выбрать один из доступных способов:

  1. Правка зубьев с использованием напильника — это самый распространённый и легкий способ, который позволяет произвести заточку непосредственно на месте проведения работ.
  2. Заострить зубья можно с помощью системы PowerSharp.
  3. С использованием специального заточного станка — такой метод используют сервисные центры, но им вполне можно воспользоваться и в домашних условиях.
  4. С помощью УШМ (болгарки). Таким способом вряд ли смогут воспользоваться неопытные пользователи, так как он редко применяется и требует определённых навыков.

Угол заточки бензопилы Штиль

Важно выдержать угол заточки заднего угла верхнего лезвия, сделать это можно только используя шаблон. Иными способами этого добиться крайне сложно, т

к. его значение колеблется в пределах от 50 до 60°. Угол передней кромки можно менять, в зависимости от того, какой тип распиловки вы будете производить. Чем тверже порода древесины, тем меньше угол, в противном случае кромка будет загибаться. Оптимальные значения угла 10…12° при продольной распиловке, и 25…30° при поперечном способе распила. От того, какой угол кромки используется в конкретном случае, зависит её производительность.

Правка цепи напильником

Заточка цепей бензопил производится двумя видами напильников: круглым и плоским. Круглый напильник должен соответствовать диаметру закругления распиловочных зубьев конкретно взятой цепи. К примеру, для заточки бензопилы Штиль 180 своими руками понадобится напильник диаметром 4 мм. Для остальных цепей такого типа могут применяться напильники диаметром от 3,8 до 4,8 мм. Для цепей, которые используют на профессиональных пилах, применяют надфили диаметром от 5,2 до 5,5 мм. О станках для заточки цепей читайте здесь.

Для правильной правки цепи использования только круглого напильника недостаточно, потому что, кроме заточки зубьев, необходима корректировка ограничителя глубины пропила. Если упустить этот важный момент, то цепочка не сможет вгрызаться на нужную глубину в тело распиловочного материала, а это существенно снизит скорость проводимых работ и будет влиять на ресурс двигателя. Для этого типа заточки необходимо использовать плоский напильник.

В вовремя заточки, защищайте руки плотными перчатками, а глаза — очками.

Полезные советы

В работе пригодятся следующие рекомендации:

  1. Для начала установите инструмент на ровную и устойчивую поверхность — хорошо подойдёт стол или лавка. Если вы находитесь в условиях леса, то просто найдите широкую чурку или пенёк. Проверьте зубья по всей окружности на наличие сколов и прочих дефектов: может оказаться так, что некоторые зубья сломились.
  2. Приведите тормоз пилы в рабочее состояние — это действие заблокирует движение цепки по шине. Следите, чтобы режущий элемент вовремя заточки был натянутым. Рекомендуется поместить под шину подставку в виде полена или обычного куска ветки — так при надавливании она не будет проваливаться. Можно приобрести специальные струбцины для удержания шины в стационарном положении.
  3. В процессе заточки движения напильника осуществляются изнутри зуба к внешнему краю кромки, прокручивая напильник вокруг своей оси. При этом инструмент нужно двигать параллельно специальной метке, расположенной на цепи. Эта метка служит указателем правильного угла заточки режущей кромки. Для удобства самого процесса зуб, который вы обрабатываете, должен располагаться по центру шины.
  4. Все заточные работы необходимо проводить в защитной одежде и перчатках, т. к. режущая кромка зубьев очень острая, поэтому есть большая вероятность травмирования. Для равномерной заточки производители рекомендуют проводить одинаковое количество движений напильника для каждого зуба, на практике такую рекомендацию можно применить исключительно к зубьям, которые не имеют повреждений.
  5. Для более лёгкой заточки напильник можно применять в паре со специальной державкой, на которой нанесена разметка допустимых углов. С помощью таких меток зубья можно заточить не только для поперечного, но и для продольного распила древесины. Использование державки также будет полезно людям, которые в отличие от профессионалов не имеют должного опыта в этом деле.

Заточка цепи болгаркой

Если у вас есть болгарка, тогда заточить цепь бензопилы можно гораздо быстрее. Лучше всего воспользоваться небольшой болгаркой со 125-м кругом. Заточка производится на низких оборотах. Есть два способа заточки УШМ.

Способ 1-й

Устанавливаем бензопилу на стол, а шину зажимаем тисками, чтобы в процессе работы она не двигалась. Выставляем на УШМ низкие обороты (если есть только плавная регулировка, тогда несильно жмем на кнопку запуска). Диск направляем под углом 30° относительно плоскости зуба и немного наклоняем (как показано на фото). Легкими мягкими движениями надавливаем на зуб.

При таком способе главное не перегреть зуб и не сточить слишком много металла. Угробить зубья, затачивая таким образом, гораздо проще, чем ручным напильником, но зато скорость заточки в разы увеличивается.

Способ 2-й

В этом случае неподвижно нужно закрепить именно болгарку. Можно зажать в тисках или прикрутить к верстаку с помощью скобы. Заточка производится, как на обычном точильном круге. Цепь держим руками и поворачиваем ее так, чтобы зуб точился под углом 30°. При таком способе руки меньше устают, так как нужно держать цепь, а не болгарку. Однако шанс получить травму увеличивается в разы. Мы рекомендуем пользоваться этим способом нечасто или вообще не пользоваться, так как безопасность все же важнее скорости или качества заточки.

Интересные факты

  • В Румынии название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujbă» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели (хотя в академических словарях это значение слова не зафиксировано).
  • Абсолютно схожую ситуацию можно наблюдать и в Грузии, где с годами название «Дружба» (დრუჟბა) превратилось в имя нарицательное и в неформальной речи оно используется для обозначения любой модели бензопилы (это особенно заметно в сельской местности). Однако также как и в Румынии, в Грузии это слово не отобразилось в академических словарях.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2186 дней ]
  • Название перешло на двуручную пилу, которая при использовании требует согласованных действий двух человек, за что в шутку иногда называется «Дружба-2».К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2186 дней ]
  • Пила «Дружба» упоминается в песне Владимира Высоцкого «Был побег на рывок»[значимость факта? ].
  • Один из первых образцов был сделан в шарашке недалеко от станции Лапшанга киевскими авиастроителями.
  • Жизнеутверждающее название столь травмоопасного предмета стало причиной появления шуток и анекдотов.[значимость факта? ]

Как заточить цепь для бензопилы

Высота ограничителя пропила

Заточка цепи бензопилы непростое дело. Высота ограничителя пропила и острие угла режущего звена после каждой заточки должны соответствовать первоначальной геометрии, заданной производителем. Помимо этого, нельзя сильно стачивать или менять звенья, так как от их идентичности зависит нормальное функционирование пилы. Если допустить ошибку именно здесь, то возможны не только сильнейшие нагрузки на двигатель и корпус бензопилы, но и разрыв цепи, что всегда очень опасно.

Обратите внимание, что контур зуба напоминает окружность, а материал из которого изготавливается цепь достаточно мягкий. Поэтому, заточку цепи необходимо производить только круглым напильником

Кроме того, движения должны быть четкими и плавными, по конкретной траектории.

Как выбрать напильник для заточки цепи бензопилы

Перед выбором круглого напильника для заточки цепи бензопилы необходимо изучить ее параметры и выбирать инструмент четко под параметры зуба и шага. Чаще всего, шаг цепи находится в пределах 4–5,5 мм. Инструмент не должен выступать над верхней гранью зуба более чем на 1/5. Кроме того, во время заточки вам необходимо правильно удерживать напильник по отношению к плоскостям – строго под прямым углом к вертикальной плоскости и под углом примерно 10–30° к горизонтальной, в зависимости от вида цепи. Использовать для заточки можно и специальный инструмент, так как постоянно работать только одним круглым напильником достаточно сложно.

Как точить цепь бензопилы напильником

Стандартным напильником работать не очень удобно, поэтому я предлагаю приобрести специальный набор, в который входят: круглый напильник с державкой, плоский напильник, чтобы стачивать ограничение глубины и специальный крючок, который помогает чистить бензопилу. Круглый напильник удобен тем, что на него нанесены специальные линии ориентира, благодаря которым вы сможете работать правильно. Пластинка опирается на ограничитель глубины, а также на верхнюю линию режущего зуба, напильник же будет размещен под режущей кромкой.

Весь процесс заточки цепи бензопилы можно разбить на следующие этапы:

  • Установка тормоза цепи;
  • Выставление инструмента по шаблону;
  • Пометка первого зуба, чтобы не точить один и тот же зуб дважды;
  • Выполнение заточки цепи.

При заточке цепи обратите внимание на следующие правила:

  • Крепко закрепите шину, подберите напильники по диаметру.
  • Начинайте производить заточку так, чтобы только 1/5 круглого напильника выступала над режущей кромкой.
  • Напильник при заточке необходимо двигать только в одну сторону, а не взад-вперед.
  • Через каждые несколько заточек подправляйте ограничитель пропила.
  • Не нажимайте на напильник очень сильно, делайте каждое движение очень аккуратно.
  • Постоянно проворачивайте напильник вокруг своей оси, чтобы не только цепь затачивалась равномерно, но и напильник не стачивался с одной стороны, что может привести к неравномерному затачиванию в будущем.
  • Зубья цепи необходимо затачивать последовательно и одинаково.
  • Удобнее затачивать зубья одного направления, а после менять положение и затачивать зубья другого направления.
  • Для каждого зуба нужно определить одинаковый нажим на инструмент и сделать одинаковое количество движений затачивания. Так вы сможете обеспечить равномерность затачивания всей цепи.
  • Если в цепи есть зубья разной длины, следует ориентироваться на самый короткий, а остальные зубья сточить до его длины.

Как видно, самостоятельная заточка цепи бензопилы, достаточно сложный и трудоемкий процесс. Лучше доверить эти работы профессионалам, у которых есть соответствующее оборудование. Если вы удалены от мастерских, то купите сразу несколько цепей, тогда вам не придется останавливать работу и думать как заточить цепь бензопилы.

В следующей статье я расскажу как выбрать цепную электропилу.

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Описание процесса заточки

Рассмотрим подробнее как заточить цепь бензопилы. Первое что нужно сделать, это подготовить место для установки струбцины, либо если процесс будет проходить без нее, то удобно применять в качестве упора для фиксации шины в горизонтальной плоскости обычное полено. Бензопила устанавливается на ровную поверхность, полено подкладывают под шину, включается тормоз.

Чтобы избежать получения травм при заточке бензопилы, обязательно включайте тормоз пильной цепи.

Следующий этап непосредственная заточка зуба. Для этого круглым напильником производятся движения от внутренней стороны зуба к внешней.

Очень важно в этот момент сохранять правильный угол заточки. Стандартный угол составляет тридцать градусов от перпендикулярного расположения напильника к плоскости шины

Как правильно расположить показано на фото ниже.

В процессе заточки бензопилы для нестандартного реза, например, продольного. Затачиваемый угол меняется на менее острый. Как правило, он составляет не более 10°. Именно в таких случаях, для контроля угла заточки используется державка, ручные станки либо опиловочные калибры.

Некоторые производители цепей для бензопил, для облегчения заточки, а также для обозначения максимально возможной заточки, на верхней поверхности зуба делают специальную метку.

Удерживая напильник параллельно метке, можно быть уверенным, что соблюдается правильный угол.

Количество рабочих движений напильником должно быть одинаковым для каждого зуба. Это позволит равномерно стачивать все зубья.

В процессе правки цепи принято затачивать сначала зубья с одной стороны, а потом с другой, это удобно т. к. нет необходимости постоянно менять свое расположение по отношению к бензопиле.

После того как наточены рабочие зубья, необходимо плоским напильником отрегулировать высоту ограничительного зуба. Для этого опиловочный Калибр укладывается на цепь таким образом, чтобы ограничительный зуб совпадал с его прорезью, после чего выступающая часть стачивается напильником. Эта процедура выполняется для всех ограничительных зубов.

Заточка с помощью шлифовальной машинки или болгарки

Процесс заточки цепи бензопилы шлифовальной машинкой или болгаркой производится с помощью специальной насадки, такого же шлифдиска, который используется как насадка в профессиональных станках. Из всех способов точения, способ с болгаркой самый простой, однако, требующий некоторых навыков.

Для заточки вам потребуется болгарка и диск по металлу толщиной 2,5 мм. Точить цепь нужно на минимальных оборотах, поочередно обрабатывая каждый зубец на цепи. При использовании болгарки надевайте защитную пластиковую маску или очки, а также перчатки.

Профессиональная заточка на станке

Заточка на станке может выполняться ручным станком или профессиональным станком.

Профессиональные станки работают от сети. Принцип заточки практически такой же, как и при ручном затачивании:

  • цепь бензопилы фиксируют в направляющих;
  • далее настраивают ширину канавки и выбирают угол;
  • опускают затачивающий диск;
  • цепь двигают по держателю, зажимают, обрабатывают каждый зубец.

Точильным элементом в профессиональных станках является наждачный камень. Хороший автоматический станок стоит недешево, потому профессиональное оборудование для заточки, в основном, находится в сервисах и мастерских. Покупать такое для домашнего использования не рационально.

Особенности устройства бензопилы

Основной частью бензиновой пилы является двигатель. В большинстве современных устройств двигатель одноцилиндровый. Охлаждение воздушное, поршневая система двухтактная.


Масло в таких типах двигателей добавляют прямо в бензин, а все из-за того, что топливо постоянно промывает картер. Соотношение масло-бензин варьируется от 1:20 до 1:50 в зависимости от производителя бензопилы.

Воздушный фильтр на бензиновых пилах играет не менее важную роль. Он нуждается в регулярной чистке. Если допускать сильное загрязнение фильтра, то пыль из него будет попадать прямо в поршневую систему, что приведет к поломке двигателя.

Если фильтр забит, пила теряет обороты, и двигатель начинает перегреваться, а это может привести к подгоранию колец поршня.

Знаете ли вы? Началом производства бензиновых пил считают конец 1920-х годов. Выпускались первые бензопилы компанией Stihl.

Стартер на бензиновых пилах представляет собой веревку с рукояткой, дернув за которую вы приводите в действие мотор. Когда вы дергаете за веревку, зубья цепляют храповик, маховик начинает раскручиваться.

Многие жалуются на то, что для зажигания двигателя приходится долго дергать за веревку. Это зависит от того, правильно ли выставлен карбюратор. Если карбюратор выдает правильную смесь масло-бензин, то проблем возникать не должно.

Основной рабочий механизм – шина с цепком.

Цепок состоит из трех типов зубьев: ведущие, режущие и соединительные. Они соединены заклепками. Режущие зубья расположены по двум сторонам: направо и налево.

Цепки разделяют на два типа: высокопрофильные и низкопрофильные. К первому типу относятся цепки, у которых зубья располагаются с большим зазором, ко второму – с меньшим зазором. Также цепи могут различаться по толщине хвостовика и длине звена.


Цепок бензопилы крепится к шине, которая его направляет в правильную сторону. Торец шины имеет специфический желоб, который удерживает звенья и дает возможность цепи вращаться. Спереди у шины расположена ведомая звездочка. Цепок вместе с шиной называют гарнитурой, так как они являются съемными частями бензопилы.

Важно! Если карбюратор отрегулирован неправильно, то при запуске мотора пилы придется долго дергать за веревку стартера. Бензиновая пила имеет автоматическую систему смазки цепи

Шина подает масло, которое потом впитывают опилки. Если пила работает на холостом ходу, то подача масла прекращается

Бензиновая пила имеет автоматическую систему смазки цепи. Шина подает масло, которое потом впитывают опилки. Если пила работает на холостом ходу, то подача масла прекращается.

Хускварна 142 в эксплуатации

Топливная смесь была приготовлена нами на основе бензина АИ 92 и фирменного двухтактного масла Husqvarna HP в пропорции 50 к 1. Здесь интересно отметить, что при отсутствии под рукой масла, добавляемого в указанном соотношении, производитель разрешает кратковременное использование качественного масла, разводящегося с бензином в соотношении 33 к 1.

Мы эксплуатировали Хускварну 142 около часа. В качестве бытовой бензопилы она подходит идеально: практически полное отсутствие вибраций в руках, вполне выносимый уровень шума и, главное, отличные режущие способности. Стволы свежей сосны и сухой березы диаметром 26 см были неоднократно распилены в среднем за 7 с каждый. Сухой дуб поддавался чуть медленнее; на распил бревна диаметром 24 см примерно уходило 14 секунд. Скорости распила немного ниже, чем у профессиональных бензопил, которые мы тестировали, но это уже и пилы другого порядка стоимости. Работы на полную мощность Хускварна 142 не боится, высокие обороты даже рекомендованы инструкцией. Тормоз срабатывает идеально – цепь останавливается мгновенно.

Читать также: Переделка акб шуруповерта на литий

Затем был сделан анализ отзывов владельцев Husqvarna 142 на трёх специализированных форумах

Мы принимали во внимание лишь те публикации, авторы которых давно зарегистрированы и используют бензопилу не профессионально, т.е. не каждый день на протяжении нескольких лет

Результаты анализа не удивили и коротко состоят в следующем: поршневая группа надёжная, шина крепкая, пила удобная и неприхотливая к топливу. Нечастые выходы из строя бывают, но обусловлены наступлением срока замены расходных материалов или ошибками при приготовлении топливной смеси.

Полезные советы

Увеличить срок эксплуатации можно, если чередовать ручную заточку с использованием специального станка. Последний позволяет максимально точно выровнять углы заточки на станке. Глубина стачивания не должна быть большой.

Необходимо соблюдать меры безопасности, которые позволяют выполнять распил древесины любой величины с максимальной эффективностью и с минимальным уровнем опасности для человека:

  1. Перед сборкой цепного инструмента и установкой гарнитуры рекомендуется ознакомиться с правилами использования. Это связано с тем, что каждый инструмент имеет свои особенности.
  2. Выполнять работы с использованием пилы необходимо в рукавицах и защитных очках.
  3. Для работы рекомендуется выбирать прилегающую одежду из натуральных плотных материалов и максимально надежную обувь.
  4. Проводить распил дерева с использованием бензопилы необходимо в устойчивом и безопасном положении, при этом сам материал необходимо расположить также максимально устойчиво. Гарантировать устойчивость поможет установка зубчатого упора на бревне.
  5. Во время работы пилу необходимо удерживать обеими руками, постоянно контролировать процесс распила.

Современные бензопилы используются в бытовых и в промышленных условиях

При этом важно поддерживать производительность и высокие показатели эффективности инструмента, которые напрямую зависят от состояния заточенной цепной гарнитуры

Как вы производите заточку цепки бензопилы: предпочитаете кустарные методы или доверяете это дело профессионалам?

Ремонт системы зажигания

Детская болезнь бензопилы Дружба 4 – сложность запуска горячего двигателя при остановке в работе. Причиной тому – слабая и морально устаревшая система зажигания. Чтобы увеличить мощность искры на свече, необходимо отремонтировать зажигание. Такой ремонт исправит ситуацию даже в случае отсутствия стандартной катушки.

Пошаговый алгоритм ремонта зажигания бензоинструмента Дружба 4

  1. Со стандартной катушки зажигания убираются высоко- и низковольтная обмотки.
  2. Взамен низковольтной обмотки спецпроводом (для трансформаторов) наматывается на нашу катушку 250 витков. Использовать можно провод ПЭВ2, с сечением 0,8-1 мм. Нужно не забывать про межслойную изоляцию – новый слой спецпроводов прокладывается бумагой. Начало всей обмотки пайкой соединяется со стандартным выводом к магнитному сердечнику, другой конец обмотки соединяется монтажным спецпроводом к прерывателю. Потом катушка заматывается изолентой или покрывается другим изолятором. Участок цепи конденсатора, запитанного на катушку и прерыватель, не подвергается изменениям.
  3. С помощью двух проводов через кусок изоляционной трубки делаются концы подключений. Чтобы не допустить замыкания всю получившуюся проводку можно поместить в одну изоляционную трубку.
  4. В виде трансформатора идеально подойдет катушка зажигания типа Б-115 с убранным боковым резистором. Это вид катушек используется в зажигании стареньких советских Москвичей. Не рекомендуется использовать зажигание от мотоциклов, они недостаточно мощны, чтобы дать необходимую искру. Катушку можно зафиксировать на раме бензопилы с помощью монтажного хомута в любом подходящем месте.
  5. Провода из внутренностей ДВС коммутируются по следующей схеме: первый провод, который соединяет воедино прерыватель, конденсатор и вывод катушки соединяется с выводом Б-115 с обозначением «ВК», второй провод, который идет «от массы», соединённый с винтом крепления магнето – соединяется с выводом Б-115 без опознавательных обозначений. Для удобства чтения схемы лучше использовать разноцветные провода.
  6. В завершении катушка зажигания с помощью высоковольтного провода коммутируется с запалом свечи двигателя.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий