Как открутить ведущую звездочку на бензопиле

Немного о правилах эксплуатации узла

Независимо от бренда производителя (Штиль, Хускварна, Партнер, Патриот, Макита ) бензопилы подразделяют на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные.  Разница, однако, заключается не в качестве сборки или изготовлении компонентов, а в классе выполняемых задач, производительности и длительной мощности привода. Это предопределяет выбор материала ведущей звёздочки для бензопилы, её исполнение и конструкцию пильной цепи.

Работоспособность инструмента будет определяться способом эксплуатации пары «цепь-звёздочка». В большинстве случаев пользователи пользуются одним из двух вариантов:

  • Цепь эксплуатируется вплоть до полного износа зубьев, а тогда уже одновременно заменяется как пильное полотно, так и звёздочка;
  • Периодическая замена цепей, имеющий разный шаг, и для каждой потребуется своя ведущая звёздочка.

Выбор варианта часто определяется отношением хозяина к своему инструменту. Если всё равно, что пилить (дерево или застрявшие в нём стальные скобы, шурупы и пр.), тогда можно остановиться на первом варианте. Цепь, правда, придётся периодически править, снижая тем самым производительность работы на бензопиле.

Категорически не рекомендуется оставлять старую цепь при новой звёздочке и наоборот. При изношенности пильного полотна вероятность того, что шаг зубьев не совпадёт – практически стопроцентный. Поэтому в начальный момент пуска оба компонента цепной передачи будут подвергаться значительным динамическим нагрузкам. В результате либо цепь преждевременно растянется, «подстраиваясь» под звёздочку, либо при ударе лопнет один из зубьев на ведущей звёздочке.

Кроме этого, стоит акцентировать внимание и на работе подшипникового узла вала ведущей звёздочки. При работе пилы в режиме рабочих оборотов вращается только коленчатый вал

Но все бензопилы периодически функционируют и на холостых оборотах, когда подшипник вращается. При недостатке смазке происходит износ посадочного места, и – как следствие – дополнительное биение зубьев ещё вполне работоспособной цепной передачи.

Из этого следует, что при замене цепи и ведущей звёздочки для бензопилы неплохо одновременно заменить и подшипник.

Это интересно: Как разбавить бензин с маслом для бензопилы — пропорции, тип масла

Конструкция ведущей звездочки бензопилы

В конструкции бензопилы имеется не только ведущая, но и ведомая звездочка. Ведущая звездочка бензопилы находится в конструкции инструмента, а ведомая расположена на конце шины. Предназначение ведомого устройства заключается в выравнивании натяжения и направления перемещения цепного устройства.

Ведомая звезда на шине инструмента

Ведущие устройства бывают цельными и сборными. Цельные изделия состоят из ступицы с напрессованным зубчатым венцом. При замене демонтируется весь механизм в сборе, так как зубчатая конструкция является неразъемной. С завода цельными шестернями оснащаются бензопилы многих известных марок.

Как выглядит цельная шестерня на бензопиле

Разборные изделия являются более совершенными, так как процесс их замены упрощается посредством простейшей конструкции механизма. Меняется только один венец, стоимость которого в 2 раза меньше, чем сборной механизм. Определить соответствующий износ зубьев шестерни можно по следующим признакам:

  1. Наличие больших радиусов в местах перехода зубьев
  2. Неравномерная ширина зуба
  3. Обнаружение сколов и стружки металла на верхней части зубьев
  4. Задиры и риски на внутренней поверхности отверстий в ступице
  5. При запуске инструмента обнаруживается подклинивание цепи

При износе ведущего устройства нужно обязательно произвести его замену. Сделать это можно самостоятельно, для чего первоначально разбирается инструмент, и определяется вариант установленного устройства. Если даже на инструменте установлена неразборная шестерня, то вместо нее можно установить сборной механизм, что является более рациональным.

Разборной тип шестерни для бензопилы

Различают две разновидности установки ведущих звезд на бензопилах. Первый способ предусматривает расположение шестерни с наружной стороны. Такие конструкции являются наиболее распространенными на бензопилах марки Stihl. Конструкция такого устройства отображена на фото ниже.

Изделие неразборного типа на инструменте

Второй вариант присущ для инструментов китайского происхождения. Зубья шестерни располагаются не с внешней, а с внутренней стороны, то есть, устройство расположено наоборот.

Конструкция звезды на китайской бензопиле

В зависимости от конструкции инструмента, будет отличаться процесс демонтажа рассматриваемых изделий.

Это интересно! Чтобы продлить срок службы ведущей шестерни бензопилы, нужно обязательно пройти обкатку инструмента, и при работе не перегружать его, что зависит от предназначения (бытовая, полупрофессиональная или профессиональная). Бытовым инструментом можно спилить дерево, однако пила для этого не предназначена, и частое ее применение с перегрузками приведет к износу составных деталей.

Немного о правилах эксплуатации узла

Все бензопилы, невзирая на изготовителя, подразделяют на:

  • Бытовые. Малая мощность. Предназначены для небольших объемов работ по домашнему ремонту. Продолжительность непрерывной работы: полчаса — час. Рекомендуемое использование — до 50 часов в месяц.
  • Полупрофессиональные. Средняя или высокая мощность Способны проработать без перерыва несколько часов. Подходят для небольшого строительства или ремонта. Месячное использование-до 100 часов.
  • Профессиональные. Высокая мощность, дополнительная функциональность. Могут использоваться непрерывно на протяжении всей рабочей смены. Предназначены для лесоповала, среднего и крупного строительства, заготовительных цехов предприятий.

Все они имеют сходную конструкцию основных узлов и высокое качество сборки. Основное различие заключается в устройстве рабочей цепи и в материалах, применяемых для изготовления деталей и узлов.

Пригодность бензопилы к использованию зависит от стиля использования полотна и звездочки. Их обычно два:

  • Цепь используется, пока зубы полностью не износятся. Вместе с нею меняют и шестерню.
  • Используется несколько цепей с разным шагом, которым соответствуют свои шестерни, соответствующие им по числу зубов и шагу.

В первом случае пилят все подряд, включая гвозди и скобы. Это вызывает повышенный износ и цепи, и шестерни. Приходится часто править и затачивать цепь, тратя на это много времени.

Цепь и звездочку следует менять только вместе. Во время работы ролики полотна прирабатывается к шестерне, несколько растягиваясь по мере износа зубьев. Если старую цепь поставить в пару с новой звездочкой (или наоборот) такого соответствия не будет.

При старте будут возникать удары зубьев о звенья, что приведет к повышенной вибрации и износу всего бензопилы.

Влияет также состояние пары шестерня-полотно и на работу сцепления и подшипника привода. В режиме «Работа» вращается коленчатый вал. В режиме холостого хода, при разъединенном сцеплении, начинает вращаться подшипник. При его недостаточной смазке он подвергается повышенному износу, что вызывает еще большее биение зубьев.

Периодической замене подлежат и полотно, и звездочка. Лучше это делать одновременно

Основные причины замены ведущей звездочки

Универсальный ключ — основной инструмент, який потребуются при замене звездочки.

Наиболее часто встречающимися причинами, Которые вынуждают проводит ремонт инструмента, связанный с заменой ведущей звездочки являются:

  • заклинивании цепи из-за возникновения дефектов в процессе работы агрегата;
  • высокий износ звездочки в результате длительной эксплуатации агрегата.

При регулярном использовании приспособления происходит повышенный износ ведущей звездочки в результате оказания на нее повышенных нагрузок в процессе проведения распиливания древесины. Существует два способа эксплуатации устройства:

  • использование одной пильной цепи;
  • использование нескольких пильных цепей попеременно.

При применении первого способа эксплуатации, цепь эксплуатируется до полного износа. Этот способ имеет несколько недостатков. Основным из них является проблема с проведением контроля износа при проведении интенсивной эксплуатации агрегата.

При использовании в процессе двух и более цепей можно добиться равномерного износа цепей и звездочки, что позволяет продлить период функционирования устройства до проведения ремонта, заключающегося в замене звездочки. Помимо износа звездочки не следует забывать о подшипнике, який установлен в звездочке. Этот элемент конструкции работает при любых оборотах двигателя. При замене звездочки следует одновременно менять и подшипник.

Муфта в комплекте со звездочкой должна заменяться своевременно. При несвоевременно проведении ремонтных работ в процессе функционирования в инструмента возникает повышенная вибрация, которая приводит к увеличению износа подшипников установленных в двигателе внутреннего сгорания на полуоси коленвала. Предельная глубина износа зубьев звездочки быть не должно превышать 0,5 мм. Срок службы звездочки вдвое длиннее срока эксплуатации одной цепи, поэтому в процессе работы следует использовать две цепи. После выработки ресурса цепей следует провести одновременную замену цепей и ведущей звездочки.

Последовательность проведения ремонтных работ

На первом этапе проводится демонтаж гарнитуры пилы, снимается крышка направляющей шины. После снятия крышки проводится демонтаж направляющей шины и пильной цепи. Откручивания гаек крепления осуществляется при помощи универсального ключа, який входит в комплект поставки агрегата.

После снятия пильной цепи и направляющей шины осуществляется демонтаж воздушного фильтра. Затем проводится демонтаж свечи зажигания. На место демонтированной свечи устанавливается подготовленный заранее стопор поршня двигателя. Стопор позволяет зафиксировать положение поршня в цилиндре и предотвратить проворачивание коленвала. Снимать муфту сцепления следует при помощи спецсъемника, установленного в разъем универсального ключа. Все действия следует осуществлять по часовой стрелке.

После удаления муфты сцепления открывается подход к внутренним деталям устройства, то есть после снятия муфты можно снять звездочку.

После снятия барабана сцепления проводится, в зависимости от его вида, осмотр и проверка венца и звездочки. В зависимости от конструкции этого узла проводится замена износившихся элементов конструкции

При проведении ремонта особое внимание следует уделять пружинам центробежные механизма и его кулачки. При обнаружении износа следует провести их замену

В случае, если комплектующие НЕ вызывают нареканий, все элементы конструкции устанавливаются на бензопилу в обратном порядке. В первую очередь следует Выкрут стопор поршня и вытащить шнур, после этого стопор поршня устанавливается на место. Эта сложная последовательность операций дает возможность зажать центробежный механизм на коленвала агрегата. Сцепление устанавливается на место и зажимается при помощи универсального ключа, имеющегося в комплекте бензопилы. Зажимание при помощи ключа следует проводит против часовой стрелки.

Последним этапом проведения ремонтных работ является установка оставшихся элементов конструкции устройства.

Детали привода бензопилы — ключевые и высоконагруженные. От них зависит производительность и работоспособность всего агрегата. В ходе работы они изнашиваются — цепь удлиняется, а шина и зубья приводной звездочки снашиваются. Правильный выбор деталей на замену и точная наладка позволят продлить срок службы инструмента и избежать повышенного износа и поломок.

Ремонт системы подачи масла

При отсутствии подачи масла для смазки цепи, необходимо провести диагностику всей системы и определить причину, по которой масло не подается. Основных причин может быть несколько:

  1. Засор масляного фильтра или масленой системы;
  2. Отсутствие резьбы на червячной передаче маслонасоса;
  3. Засор или неисправность самого насоса;
  4. Разгерметизация масляной системы (на днище бензопилы будут иметься подтеки масла).

Для проверки резьбы на червячном приводе маслонасоса, потребуется снять ведущую звездочку бензопилы и раскрутить сцепление. Для этого выкручивается свеча зажигания и на её место устанавливается стопор поршня, тем самым обеспечивается надежная фиксация коленчатого вала инструмента от проворачивания.

Далее снимается крышка со стороны шины бензопилы Штиль 180, и при помощи отвертки удаляется стопорное кольцо, удерживающее ведущую звездочку, после чего снимается сама звездочка.

Сцепление раскручивается при помощи головки на 19 и воротка. Раскручивать сцепление необходимо по часовой стрелке, т. к. резьба левая. За сцеплением установлена отражающая пластина, её тоже необходимо удалить. Следующая деталь, это червячный привод масляного насоса. Осмотрев и обнаружив отсутствие пластиковой резьбы, можно смело выкидывать деталь и устанавливать вместо нее новую т. к. её восстановление невозможно. Сборка бензопилы Штиль 180 проводится в обратной последовательности.

В случае если шестерня в нормальном состоянии, продолжается разборка пилы, для этого с амортизаторов вынимаются штопора, раскручивается задняя рукоятка и отсоединяется тяга управления дроссельной заслонкой, после чего блок рукояток снимается с амортизаторов при помощи мощной шлицевой отвертки.

Снять рукоятки необходимо для обеспечения доступа к днищу в месте установки масляного насоса.

На следующем этапе масляный шланг, идущий от масляного бака, вынимается из посадочного места на корпусе и магистраль проверяется на засор при помощи подачи воздуха через масляный шланг в корпус маслобака. При обнаружении засора его необходимо прочистить, если сделать это невозможно неисправный шланг необходимо заменить.

Далее масляный насос, вынимается из корпуса бензопилы Штиль 180 и промывается в бензине.

После ремонта, сборку бензопилы Stihl 180 проводим в обратной последовательности. Важным моментом является герметизация масляного шланга в месте установки, в посадочное место на корпусе. Необходимо промыть шланг и отверстие для его установки бензином, после чего продуть сжатым воздухом до полного высыхания и обмазать уплотнительным маслостойким герметиком, после чего установить на место.

Когда менять звездочку бензопилы?

Основная проблема ведущих деталей бензопил заключается в постепенном износе их зубцов. При использовании инструмента в нормальном режиме с соблюдением правил эксплуатации и применением качественной смазки, деталь поддается минимальному износу. Однако, если во время работы произойдет удар пильной гарнитуры о гвоздь или камень, то на зубец , который в момент удара отвечал за движение цепи, подействует сильная нагрузка. При несильном ударе зубец может деформироваться, но если удар будет значительным, то это приведет к расколу всего ведущего элемента. Из-за этого цепь при работе может проскальзывать по шине, или вовсе сорваться с нее, нанеся травму оператору.


Независимо от качества смазки, во время движения цепь постоянно оказывает абразивное действие на штатную звездочку бензопилы. В результате элемент со временем выходит из строя, и ее нужно менять. Лучшим способом узнать о необходимости замены станет регулярный осмотр этого механизма.

При правильной эксплуатации пилы поломка подшипника маловероятна. Если для его смазки использовать качественное масло, то этот элемент прослужит гораздо дольше звездочки. Однако, если при осмотре оказалось, что подшипник сломан, то его потребуется быстро заменить, не дожидаясь полного износа ведущей детали.

Как поменять звезду на бензопиле?

Если цепь начинает вибрировать даже слабых оборотах, бензопила эксплуатируется долгое время без замены деталей – требуется

проводить диагностику и при необходимости менять составляющие пильной гарнитуры. Для плановой замены потребуется новый барабан сцепления либо венчик в зависимости от конкретной модели, базовый набор инструментов:

  • свечной ключ;
  • тросик длиной до 15 см или стопор поршня;
  • заводской ключ для снятия муфты;
  • разводной или гаечный ключ.

    Рисунок 3 – Необходимые инструменты для замены звезды

Рекомендуется иметь круглый надфиль, плоскогубцы, тиски и нож для устранения недочетов в конструкции с цепной гарнитуры (если требуется только коррекция зубьев).

Как открутить?

Снять и заменить данную деталь несложно самостоятельно. Технология работы:

  1. Закрепить поршень в цилиндре пилы. Для начала снять защитную крышку на корпусе, воздушный фильтр и открутить свечу зажигания. В образованное отверстие установить специальный стопор поршня – вместо него можно использовать плотным нейлоновым шнуром или проводом длиной до 15 см. Если поршень мешает, можно слегка прокрутить звездочку или подвигнуть цепь по часовой стрелке.
  2. Открутить болты на крышке, которая крепит шину, снять защитный кожух. Ослабить натяжение цепи или снять пильную гарнитуру. Одновременно с этим можно провести чистку от пыли, грязи и опилок.
  3. В зависимости от модели звездочка выступает элементом барабана сцепления или встраиваться отдельно. При втором варианте снять эту деталь, заменить на новую. Цельная конструкция сложна в ремонте – требуется разбирать узел. Для этого выкрутить муфту по часовой стрелке, снять барабан. Проверить детали конструкции на уровень износа и деформацию.

    Рисунок 4 – Замена звезды на новую

Как собрать?

Сборку сцепного механизма следует проводить в обратной последовательности. Сначала установить звездочку на игольчатый подшипник, после чего надеть барабан, шайбу, прокладку и саму муфту. Закрутить против часовой стрелки, легким движением зафиксировать поршень.

Если в бензопиле есть пружина масляного привода, она может быть встроена в ведущую звездочку. В большинстве моделей правильное расположение этого элемента отмечено специальным цветом или надсечкой. Чтобы попасть в нужное положение, звездочку повернуть до характерного щелчка.

Последний этап сборки – установка пильной шины. Во время этого процесса требуется ослабить ручной тормоз, а затем проверить, чтобы зубья цепи попали в соответствующие пазы. После установки монтировать цепь бензопилы до рабочего состояния. В конце убрать стопор, вкрутить свечу зажигания и поставить на место фильтр. Финальный шаг ремонта – закрепление защитной крышки корпуса.

Как снять ведущую звёздочку с бензопилы?

Как уже было отмечено, звёздочка может иметь раздельный и напрессованный венец. Поэтому последовательность действий будет разной.

Для стационарного расположенного венца последовательно производят:

  • Демонтаж кожуха;
  • Снятие пильной шины вместе с цепью;
  • Разъединение муфты сцепления с двигателем (предварительно следует застопорить поршень);
  • Извлечение муфты сцепления вместе с барабаном;
  • Съём венца с барабана при помощи обычного рожкового ключа (некоторые производители к комплект ЗиП прилагают ещё и съёмник).

Сборку узла производят в обратной последовательности. Для некоторых моделей перед демонтажом венца придётся снять ещё и воздушный фильтр.

При разборке ведущей звёздочки для бензопилы, которая имеет сменный венец, порядок работ будет практически таким же, но на конечном этапе необходимо заменить только венец.

После окончания работ необходимо проверить эффективность замены. Для этого проверяют натяжение цепи: если при отпущенном тормозе и попытке оттянуть цепь по направлению её перемещения она неподвижна, то крепление «перетянуто», и натяжитель следует слегка отпустить.

Успех работ определяется наличием специального ремонтного комплекта, приобретённого под конкретную марку бензопилы. В противном случае следует точно знать типоразмер пилы и шаг зубьев.

Бензопила Штиль MS 180 считается одной из самых надежных среди моделей своего сегмента. Но техника есть техника, и иногда возникают неисправности, для устранения которых может потребоваться ремонт stihl ms 180.

Подробнее о ремонте узлов, Вы узнаете, прочитав статью.

Ремонт бензопилы Partner P350 XT. замена приводной звездочки

Конструкция ее венца определяет такой важный параметр, как выбор цепи по шагу.

  • Установка новой детали на изношенную звездочку снижает плавность ее хода, форсирует износ, инициирует риски ее обрыва и создания травмоопасной ситуации.
  • Также имеет место увеличение эксплуатационных нагрузок на двигатель и элементы кинематики инструмента.
  • Аналогичный процесс имеет место при установке на шину старых растянутых цепей, диаметр которых подгоняется под размер шины удалением части звеньев.

Специалисты также не советуют произвольно менять размеры звездочек. Эксперимент может отрицательно сказаться на ресурсе двигателя и кинематике инструмента в целом.

Безопасность распиловочных работ разных степеней сложности обеспечивается эффективной работой тормоза аварийной остановки и устройствами, блокирующими разлет концов цепи при случайном обрыве. В любом варианте — самая надежная профилактика нештатных ситуаций, поддержание бензопилы в исправном техническом состоянии.

Ведущая звездочка для бензопилы любой мощностной категории производится из специальной стали, обрабатывается по особой технологии, поэтому ремонт детали наплавлением дуговой сваркой и последующим фрезерованием не возможен.

  • Преимущества самостоятельного ремонта приводного устройства в меньших затратах средств и времени.
  • При наличии соответствующего инструмента с работой можно управиться за достаточно непродолжительный временной интервал.

Если шестеренка имеет сменный венец, следует тщательно проверить состояние основания. При обнаружении забоин, сколов, глубоких царапин, изменения геометрии или коррозии следует заменить не только венец, но и всю деталь. Совместная работа в одном узле изношенных и новых деталей приведет к сокращению срока службы всего узла. Существенно возрастает риск заклинивания или обрыва цепи.

Кроме того, повысится вибрационная нагрузка на сцепление, трансмиссию и двигатель устройства. Те же факторы возникают при продолжительной эксплуатации одной цепи.

Не следует также менять диаметр шестеренок (и, соответственно, число зубов). При работе увеличенной или уменьшенной звездочкой в трансмиссии и двигателе возникают усилия, на которые конструкторы устройства не рассчитывали. Это сократит эксплуатационный ресурс инструмента и не повысит его производительность.

Зачем нужно заменять звездочку?

Снятую звездочку необходимо удалить по последующим причинам:

  • Со старенькой звездочкой цепь пилы растянется очень стремительно. После нескольких применений цепь зависнет, и натяжение не поможет;
  • Если положить новейшую цепь на старенькую звездочку, гладкость цепи снизится, качество разреза ухудшится, цепь при резке приведет в сторону;
  • Общий износ бензопилы ускорится, инструмент может выйти из строя в хоть какое время;
  • Может появиться разрыв цепи либо цепь заклинит во время работы (это небезопасно травмами руки и повреждением корпуса электропилы, бензопилы)
  • Шина резвее будет греться, что приведет к резвому перегреву бензопилы;
  • Нагрузки на движок и корпус возрастет.

О том, как поменять звездочку на бензопиле:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий