Шкив: назначение, типы, материалы для изготовления

Демпферные или монолитные шквивы?

На практике было доказано, что нейтрализовать колебания двигателя довольно просто при помощи демпфера крутильных колебаний. Такие демпферы широко используются в дизельных автомобилях, тем временем как в бензиновых они встречаются не так часто (обычно в грузовиках и автобусах). На легковых авто шкив коленвала обычно цельнометаллический, что является его ахиллесовой пятой – свободно передающиеся от двигателя вибрации приводят к быстрому износа шкива, вследствие чего до гарантируемых производителем 10 лет работы он не дотягивает. Достоинства демпферного шкива таковы:

  • Снижается шумность мотора;
  • Амплитуда крутильных колебаний снижается в 2-5 раза – это повышает живучесть шкива и смежных с ним узлов (быстро изнашивается только демпфер);
  • Эффективно гасятся рывковые нагрузки;
  • Повышает топливную эффективность и эконологичность автомобиля.

Вопреки заверениям некоторых автолюбителей, демпфер не может серьезно снизить нагрузки на ремень. Однако у шкива с демпфирующей вставкой есть несколько более существенных минусов:

  • Он более дорогой, нежели цельнометаллический шкив;
  • Демпфер со временем приходит в негодность (трескается или разрывается резиновая вставка).

Несмотря на недостатки, демпферные шкивы показывают себя лучше бездемпферных. Одной из их проблем является необходимость в профилактической замене. Стоит только резиновому элементу растрескаться, как весь шкив перестает выполнять свои основные задачи

Обратите внимание: современные экономичные двигатели изготавливаются с учетом установки исключительно шкивов с демпфером

И сразу затронем другой вопрос: что такое облегченный шкив? Так называют деталь, выполненную из алюминиевого сплава. Обычно она имеет демпфирующий элемент, но исключения иногда встречаются. К примеру, в США сплавы, из которых выполняются некоторые автомобильные детали двигателя, называют сплавами для авиационных задач. Они прочные, устойчивые к перепадам температур и очень легкие. Алюминиевые шкивы вносят особенности в работу мотора (он быстрее сбавляет обороты после того, как водитель отпускает педаль газа), хуже справляется с колебаниями (решается установкой демпфера).

Вопросы замены и ремонта шкива коленвала

Шкив коленвала — деталь надежная и долговечная, однако со временем возможно его повреждение и выход из строя. При обнаружении износа зубчатого шкива, а также в случае появления трещин, сломов, деформаций и иных повреждений шкив следует демонтировать и заменить на новый. Демонтаж шкива также может потребоваться и при выполнении ремонтных работ на двигателе.

Процесс замены шкива коленвала зависит от типа его крепления. Наиболее просто снять шкив на болтах — достаточно выкрутить болты, при этом следует зафиксировать коленчатый вал, не допуская его проворачивания. Демонтаж зубчатого шкива на одном болте несколько сложнее и в общем случае выглядит следующим образом:

  1. Зафиксировать автомобиль, подложив под колеса упоры, в случае бензинового двигателя снять с катушки зажигания разъем (для того, чтобы стартер проворачивался, но двигатель не запустился), в случае дизельного двигателя снять разъем с клапана подачи топлива ТНВД;
  2. Обработать болт каким-либо средством, которое поможет сорвать крепеж с места без его поломки;
  3. Надеть на болт ключ с длинной рукояткой, она должна доставать до пола, либо дополнительно использовать трубу;
  4. Прокрутить стартером двигатель — в этом случае болт должен провернуться. Если не получится с первого раза, то можно повторить;
  5. Выкрутить болт;
  6. С помощью специального съемника демонтировать шкив с носка коленчатого вала.

Следует заметить, что для доступа к шкиву в автомобилях с продольным расположением двигателя лучше воспользоваться смотровой ямой, а в автомобилях с поперечным расположением двигателя придется демонтировать правое колесо.

При срыве болта следует соблюдать осторожность — он ввернут с большим усилием, поэтому довольно высок риск его поломки. Снимать шкив с коленвала рекомендуется с помощью специального съемника, хотя можно воспользоваться и простой монтажной лопаткой, но в этом случае также следует соблюдать осторожность. На некоторых шкивах предусмотрены специальные резьбовые отверстия, в которые можно ввернуть болты и снять шкив

Однако в этом случае под вворачиваемые болты следует подкладывать стальной лист, так как болт может продавить переднюю стенку блока двигателя или другие расположенные под ним детали

На некоторых шкивах предусмотрены специальные резьбовые отверстия, в которые можно ввернуть болты и снять шкив. Однако в этом случае под вворачиваемые болты следует подкладывать стальной лист, так как болт может продавить переднюю стенку блока двигателя или другие расположенные под ним детали.

Монтаж шкива коленчатого вала осуществляется в обратном порядке. Однако здесь может возникнуть сложность, так как шкив плотно устанавливается на носок коленвала, что требует больших физических усилий. Место посадки шкива для облегчения его монтажа можно обработать консистентной смазкой.

При правильной замене шкива коленчатого вала все агрегаты двигателя будут работать нормально, обеспечивая надежное функционирование всего силового агрегата.

Еще в этом разделе

Как сделать шкив из текстолита

Из текстолита точно можно сделать. Из фанеры тоже, наверное, только надо по окружности натыкать стягивающих винтов с гайками, в крайнем случае саморезов — чтобы ремень не разделил шкив . Шкив из фанеры Шкив — это очень важная часть любого станка, позволяющая регулировать скорости и нагрузку на двигатель. Самостоятельное изготовление шкива хорошо тем что можно сделать.

1 Делаем самодельный шкив в домашних условиях из металла и дерева Общие рекомендации Как изготовить алюминиевую деталь Изготовление шкивов самостоятельно 2 Шкив . Если нужен маленький шкив или есть толстая фанера, то шкив можно сделать из одного круга, вырезав его лобзиком, насадив на винт и сделав канавку прикладывая узкий напильник к вращающемуся 5/5(15).

Сейчас мы рассмотрим, как сделать своими руками шнек для снегоуборщика из стального листа и транспортерной ленты. Конструкция шнека и принцип его работы.

Шкив — важная деталь ременной передачи. Она передает вращение ведущего вала на ведомого, а также позволяет менять число оборотов. Ременная передача распространена среди бытовой техники, станков малой и средней мощности, в различных двигателях внутреннего сгорания.

Как сделать шкив своими руками

Для самодельных конструкций шкив можно изготовить самостоятельно, для этого понадобится домашняя мастерская и навыки работы с деревом, пластиком, металлом. Покупные шкивы, изготовленные на заводах, чаще всего отлиты или выточены из металлических сплавов.

Для маломощных двигателей выпускают пластмассовые изделия. В домашних условиях, без литейного оборудования или точных токарных станков, изготовить приводное колесо из этих материалов сложно.

Многие эксперты считают, что шкив из дерева, фанеры или пластика, который удалось изготовить в домашней мастерской, ненадежен, недолговечен, сразу перегреется и развалится. Это совсем не так. Если не пытаться заменить им колесо кузнечного молота усилием в тонн, а использовать на настольном станке с ограниченной мощностью и числом оборотов, то тщательно сделанная деталь сможет заменять штатную достаточно долго.

Изготовить шкив можно как из листов фанеры. Это наиболее простая конструкция, для нее не понадобится сложного оборудования или замысловатых технологических процессов. Если изготовить деталь из алюминия, она будет существенно прочнее, сможет передавать больший крутящий момент, вращаться с большей скоростью.

Придется освоить литейный процесс, пусть в самом простом варианте. Изготовление шкива методом литья потребует обеспечения пожарной безопасности, использования средств индивидуальной защиты. Количество деталей зависит от ширины приводного ремня. Если она больше, чем толщина фанерного листа, тело приводного колеса придется изготовить из нескольких фанерных кругов.

При выполнении последней операции нужно сделать диаметр отверстия на полмиллиметра меньше, чем диаметр вала. Это позволит насадить детальна ось в натяг.

Он будет сидеть намного прочнее, сможет передавать значительно большие крутящий момент и скорость вращения. Перед тем, как повторять ту или другую конструкцию, нужно иметь ввиду ряд моментов.

Как правильно затянуть ступицина матиз

Для деревянных конструкций диаметр оси двигателя должен быть немного больше отверстия. В конструкции должен быть предусмотрен развал внутренних поверхностей щек с углом, равным уклону сечения приводного клинового ремня.

Это позволит намного повысить передаваемую мощность за счет сцепления не только внутренней, но и боковой части ремня. До начала изготовления детали, особенно если диаметр колеса большой, чертеж или хотя бы эскиз просто обязателен.

Нужно также будет сделать расчет передаточного числа- оно будет равно отношению диаметров ведущего и ведомого диска.

Самодельный шкив ременной передачи позволит быстро отремонтировать станок или создать механизм собственной конструкции. Следует понимать, что фанерные шкивы могут долго прослужить лишь в конструкциях с ограниченной передаваемой мощностью и малыми угловыми скоростями.

Виды шкивов для коленвала

Практически все механизмы для работы используют энергию, получаемую от вращения коленвала. Если вращение колес обеспечивается целой системой, то для приведение в работу ГРМ и других важных элементов используется шкив коленвала. Существует несколько видов таких устройств:

  • Коленвал со шкивом под клиновый ремень;
  • Зубчатый шкив;
  • Депмферный шкив.

Ременной передачей оснащены отечественные марки автомобилей. Шкив под такой ремень имеет цельную конструкции, а сам паз полностью повторяет конфигурацию клинового ремня. В зубчатой конструкции используется не цепь, а ремень. Она используется на большинстве современных автомобилях. На микроавтобусах и транспорте небольшой грузоподъемности  применяется шкив с резиновой прослойкой (демпфером).

Что такое натяжной шкив? (с иллюстрациями)

Промежуточный шкив – это особая часть системы ремня транспортного средства, которая помогает регулировать движение ремня от коленчатого вала для создания движения в других частях и принадлежностях двигателя. Это один из шкивов, на которых опирается ремень. Эти ремни двигателя часто называют «змеевидными ремнями», когда они проходят через различные шкивы, и они часто приводят в действие компрессор кондиционера, насос гидроусилителя рулевого управления и генератор автомобиля.Производители обычно предоставляют схему ремня, которая включает шкивы, либо на наклейке под капотом, либо в руководстве для водителя.

Холостые шкивы автомобильного двигателя помогают регулировать движение ремня от коленчатого вала.

Во многих случаях промежуточный шкив является точкой, которая регулируется для замены ремня, и замена шкива часто включает замену одного или нескольких ремней. Механики говорят о натяжителях, которые помогают обеспечить нужный уровень натяжения ремня.Владельцы транспортных средств часто могут регулировать шкив с помощью винта, чтобы усилить или ослабить натяжение, а также могут перемещать натяжной шкив, чтобы ослабить натяжение, чтобы ремень мог по нему скользить. Затем они могут повернуть натяжитель, чтобы ремень был натянут и работал правильно.

В автомобильных двигателях обычно используются шкивные системы, например те, которые работают с генератором переменного тока, вентиляторами, водяными насосами и зубчатыми колесами.

Свободный ход шкива может стать причиной его сильного износа. Некоторые из них сделаны из материалов, которые имеют тенденцию к разрушению через определенное расстояние или время, поэтому механики могут рекомендовать их замену в рамках общего обслуживания ремня.Шкивы обычно служат дольше, чем ремни, которые часто испытывают сухую гниль или растрескивание, и их необходимо периодически проверять на предмет замены. Когда владелец транспортного средства осматривает ремни, он может быстро взглянуть на шкив, чтобы убедиться, что он все еще в хорошем состоянии. Водитель будет знать, вышло ли оно из строя, потому что ремень будет поврежден или даже оторвется от транспортного средства, и им нельзя будет управлять без работающего шкива и ременной системы.

Потребители всегда должны консультироваться с механиком, если они не уверены, что знают, как работать с системой ремней конкретного транспортного средства.Меры предосторожности, такие как поддержка или фиксация автомобиля, а также уход за вентилятором, имеют решающее значение. В некоторых автомобилях крепления двигателя или другие детали могут мешать быстрой замене шкива, и в таких ситуациях профессиональные магазины могут обеспечить надежную установку

Типы и конструктивные особенности шкивов коленвала

В двигателях используется два основных типа шкивов коленвалов, которые отличаются конструкцией и назначением:

— Ручейковые шкивы под клиноременную передачу;— Зубчатые шкивы под зубчатый ремень.

Ручейковые шкивы — это классическое решение, которое используется на двигателях внутреннего сгорания с самого их появления. Внешняя поверхность такого шкива имеет один или несколько ручьев V-образной формы, в которые входит ремень соответствующей формы (клиновый или поликлиновый). Такие шкивы используются только в клиноременных передачах, в которых нет необходимости точной установки коленвала и агрегатов друг относительно друга. К таким передачам относятся привод водяной помпы, генератора, компрессора кондиционера, воздушного компрессора, вентилятора и насоса ГРМ.

Зубчатые шкивы — это современное решение, которое находит применение на двигателях последние два-три десятка лет. Такие шкивы используются в передачах с зубчатыми ремнями, которые заменяют цепной привод ГРМ. Зубчатые шкивы коленвала и агрегатов и соединяющий их зубчатый ремень обеспечивает определенное положение агрегатов друг относительно друга. В большинстве случаев зубчатый шкив используется для привода ГРМ и водяной помпы, а привод остальных агрегатов осуществляется отдельной клиноременной передачей.

Также существуют комбинированные шкивы, который представляют собой конструкцию из зубчатого и клинового (либо поликлинового) шкивов. Такие шкивы используются для привода ГРМ и ряда вспомогательных агрегатов двигателя. Клиновых/поликлиновых шкивов в такой конструкции может быть несколько (до четырех).

Все указанные шкивы по конструкции делятся на два типа:

— Цельнолитые/фрезерованные;— Составные демпфированные.

Шкивы первого типа — это цельные детали, отлитые или выточенные из одного куска металла (чугуна или стали). Такие шкивы наиболее просты и дешевы, однако передают на агрегаты все колебания, возникающие при вращении коленчатого вала.

Шкивы второго тип являются составными, они состоят из ступицы и венца, соединенных через резиновое кольцо. За счет наличия резинового кольца осуществляется развязка ступицы и венца, поэтому возникающие при вращении коленвала колебания и вибрации ослабляются. Такие шкивы более тяжелы, сложны и дороги, однако это окупается лучшей надежностью и долговечностью всего ременного привода.

Также шкивы делятся на две группы по типу крепления:

— Крепление с помощью центрального болта и шпонки;— Крепление на несколько (2-6) болтов.

В современных двигателях шкив коленчатого вала, особенно в случае ременного привода ГРМ, чаще всего крепится на одном болте, а удерживается от проворачивания с помощью шпонки. Вспомогательные шкивы могут крепиться с помощью нескольких болтов, причем монтаж выполняется на ступицу, которая является либо продолжением звездочки цепного привода ГРМ, либо отлита на носке коленвала, либо является самостоятельной деталью с шпоночным креплением на носке вала.

На шкивах современных двигателей помимо ручейков или зубцов под ремень может быть выполнен зубчатый венец для работы датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Венец является так называемым задающим диском датчика коленвала, он может быть отлитым вместе со шкивом, либо выполняться в виде отдельной детали с креплением на болтах.

Любой шкив коленвала при изготовлении подвергается балансировке для устранения колебаний и биений. Для удаления излишков металла в шкиве высверливаются небольшие углубления.

Конструкции и материалы элементов клиноременных передач

Основные элементы клиноременных передач — клиновые ремни и шкивы.

В станкостроении и общем машиностроении применяют в основном двухшкивные передачи, в автомобильном и тракторном двигателестроении — передачи с тремя и более шкивами. Число ремней в передаче (и соответственно канавок шкива) составляет от одного до нескольких десятков.

Передача мощности от одного вала к другому в клиноременных передачах происходит благодаря силе трения между рабочими поверхностями ремня и канавок шкива. Ремень при работе заклинивается между рабочими поверхностями канавок шкива и за счет этого может передать без буксования значительно большее окружное усилие, чем плоский ремень, при той же величине натяжения.

В современных клиноременных передачах применяют клиновые ремни (рис. 1), состоящие из тягового (несущего) слоя, резины слоя сжатия, резины слоя растяжения и тканевой обертки. Несущий слой образуется либо одним рядом кордшнуров диаметром от 1 до 2,75 мм (рис. 1, а) и разрывным усилием 40—165 даН (ремни кордшнуровой конструкции), или несколькими слоями кордткани прочностью 130—240 даН (рис. 1, б).

Кордтканевые ремни имеют относительно большую продольную и поперечную жесткость, хорошо выдерживают кратковременные перегрузки, но из-за большой толщины тягового слоя имеют малую стойкость к многократному изгибу на шкивах. Они применяются в основном в передачах со шкивами относительно большого диаметра, в передачах, работающих с перегрузками и вибрациями, и в передачах вариаторов, где большая поперечная жесткость предохраняет ремни от выворачивания на шкиве.

Ремни кордшнуровой конструкции более гибки в сравнении с кордтканевыми, что позволяет использовать их в передачах со шкивами малых диаметров, высокими скоростями и большими передаточными отношениями. Для изготовления кордшнуров и кордтканей современных клиновых ремней применяют исключительно химические волокна — синтетические (анид, капрон, лавсан) и искусственные (вискоза). Синтетические волокна превосходят вискозные по прочности, изгибоустойчивости и стойкости к истиранию.

Вискозное волокно в сравнении с полиамидными (анид, капрон) отличается более высоким модулем упругости и меньшим остаточным удлинением. Наиболее удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к материалу несущего слоя, корд- шнуры из полиэфирных волокон (типа лавсан), но их широкое применение сдерживается технологическими трудностями. Для клиновых ремней, требующих минимальной вытяжки в процессе работы, используют кордшнуры из стеклянного волокна, имеющего большую прочность и теплостойкость, но малую устойчивость к многократному изгибу, что не дает пока возможности достигнуть высоких показателей надежности этих ремней.

Слой сжатия и растяжения ремня изготовляется из резины твердостью 654-80 ед. по Шору, изготовленной на основе синтетического каучука, в основном, хлоропренового (типа наирит). Иногда для повышения жесткости ремня в резину слоя сжатия добавляют (в количестве 2—25%) волокнистые наполнители: очесы ватина, отходы текстильного производства.

Для работы на шкивах малых диаметров изготовляют ремни зубчатой конструкции, причем зубья в резине слоя сжатия могут быть получены как формованием, так и нарезкой.

Снаружи клиновой ремень обернут одним-двумя слоями оберточной ткани, изготовляемой из хлопкового, синтетического волокна или их смеси (80% хлопка и 20% капрона).

Для особых условий работы изготовляют в относительно небольших количествах ремни специальных конструкций: шестигранные (сдвоенные клиновые), поликлиновые, с двусторонним зубом и т. д. .

Размеры клиновых ремней определены ГОСТ 5813—64 «Ремни вентиляторные клиновые и шкивы для двигателей тракторов и комбайнов», ГОСТ 1284—68 «Ремни приводные клиновые» и ГОСТ 10286—62 «Ремни приводные клиновые и шкивы для сельскохозяйственных машин».

Основным размером, определяющим сечение ремня, является расчетная ширина bр (см. рис. 1), примерно соответствующая ширине поперечного сечения ремня (находящегося под натяжением) на уровне нейтральной линии. Положение ее на шкивах определяет расчетные диаметры шкивов, скорость ремня и передаточное отношение передачи.

В табл. 1 и 2 указаны размеры сечения клиновых ремней.

Понятие шкива

Он предназначен для передачи крутящего момента с ведущего вала на ведомый. Для работы такого привода оба вала располагают параллельно. На каждый вал надевают и закрепляют плоское колесо, их располагают в одной плоскости. Колеса соединяют бесконечным гибким приводным ремнем. При вращении приводного шкива сила трения заставляет двигаться ремень, облегающий часть его поверхности. Это движение передается ведомому шкиву, заставляя его вращаться.

Ременная передача распространена среди бытовой техники, механизмов станков малой и средней мощности, в различных двигателях внутреннего сгорания.

Она обладает следующими достоинствами:

  • простое устройство;
  • возможность передачи значительной мощности, современные клиноременные пары транслируют до 400 квт;
  • высокая скорость вращения, до 50 м/с;
  • плавный и малошумный ход;
  • демпфирование вибраций и рывков приводного вала при передаче вращения;
  • проскальзывание при перегрузках срабатывает как предохранительный механизм.

Сам шкив – это диск на валу. Он состоит из двух основных частей: обода и ступицы. Обод- это внешняя часть детали. Она входит в зацепление с ремнем и в зависимости от типа привода может быть плоской или иметь углубление по форме ремня. Боковые выступы над ободом называют щеками. Они удерживают ремень от соскальзывания. Если привод клиновой, то щеки делают наклонными, они несут дополнительную функцию- увеличивают площадь зацепления.

Если используется зубчатый привод, то на поверхности обода делают зубья соответствующей формы.

Если используется параллельно несколько ручьев, на ободе делают несколько канавок.

Ступица- внутренняя част шкива. Он имеет отверстие для крепления на валу. Часто обод и ступица отливаются, вытачиваются или фрезеруются в виде единой детали.

Для снижения веса изделия в теле шкива оставляют пустоты, формируя спицы. При изготовлении из дерева наличие спиц обуславливалось технологией изготовления.

Для обеспечения взаимозаменяемости шкивов их типоразмеры, технологические требования, маркировка стандартизованы. Они описаны в ГОСТ 20889-94. «Шкивы для приводных клиновых ремней» и в ГОСТ Р 50641-94 (ИСО 4183-89).

В стандартную маркировку входят следующие параметры:

  • число ручьев;
  • профиль используемого приводного ремня;
  • диаметр (считается по корду);
  • обозначение втулки.

Так, маркировка 8 SPC 500 обозначает восьмиручьевый шкив под профиль SPC с диаметром 500 мм.

Стандартизованы также и правила изображения шкивов на чертеже. Чертеж должен быть построен так, чтобы изделие можно было изготовить, точно соблюдая форму и размер.

Виды шкивов для коленвала

Практически все механизмы для работы используют энергию, получаемую от вращения коленвала. Если вращение колес обеспечивается целой системой, то для приведение в работу ГРМ и других важных элементов используется шкив коленвала. Существует несколько видов таких устройств:

  • Коленвал со шкивом под клиновый ремень;
  • Зубчатый шкив;
  • Депмферный шкив.

Ременной передачей оснащены отечественные марки автомобилей. Шкив под такой ремень имеет цельную конструкции, а сам паз полностью повторяет конфигурацию клинового ремня. В зубчатой конструкции используется не цепь, а ремень. Она используется на большинстве современных автомобилях. На микроавтобусах и транспорте небольшой грузоподъемности  применяется шкив с резиновой прослойкой (демпфером).

Виды шкивов

За тысячелетия применения конструкторы разработали множество конструкций шкивов ременных передач. Их классификация проводится по различным признакам.

По типу применяемого ремня различают:

Клиновидные

Самый распространенный вид изделия. Применяются с клиновидными ремнями. Боковые щеки дают дополнительную площадь зацепления, увеличивая возможности передачи по крутящему моменту и скорости вращения.

Наклон канавки обязательно указывается на чертеже детали.

Для того, чтобы снизить габариты передачи или повысить ее мощность, параллельно запускают несколько ручьев. Такие шкивы называются многоручьевыми, они имеют соответствующее количество канавок. Иногда на такой шкив надевают единый ремень с несколькими клиновидными выступами. Это поликлиновая передача.

На чертеже допустимо дать подробно изображение одной канавки и указать их количество. Детализация остальных на чертеже не требуется

При аварийном превышении допустимой нагрузки начинается проскальзывание, защищающее оборудование от повреждения.

Клиноременные передачи позволяют передавать наибольший крутящий момент.

Зубчатые

На внутренней поверхности ремня имеются зубчатые выступы, соответствующие их по шагу зубья сделаны и на поверхности обода. Зубчатоременные пары не проскальзывают и могут передавать больший крутящий момент. Они отличаются также точностью передачи углового положения вала, поэтому применяются в газораспределительных механизмах двигателей внутреннего сгорания. Оборотной стороной является отсутствие защитной функции от перегрузок. Обод изготавливается путем фрезерования. Встречается и изготовление методом обкатки. На чертеже детали обязательно следует указать точные параметры зуба, его шаг, высоту, профиль.

Плоскоременные

Классическая конструкция, применявшаяся в самых первых передачах. Гасит вибрацию и динамические нагрузки от ведущего вала. Отличаются низкой шумностью, ограниченным моментом и скоростью вращения.

С помощью дополнительных роликов можно связывать ведомые и ведущие валы, находящиеся в разных плоскостях, не соосные, изменять направление вращения. Таким образом можно заменить карданные и червячные передачи. Чертеж такого изделия наиболее простой, однако на нем следует указать радиусы сопряжения обода и щечек, если они предусмотрены. Иногда щек не предусматривают, а профиль обода делают выпуклым. В этом случае на чертеже следует указывать его радиус.

Круглоременные

Проточка в ободе имеет полукруглый профиль. Такие ременные передачи используют при небольших предаваемых моментах и скоростях вращения. Они также позволяют изменят направление вращения и связывать оси, находящиеся в разных плоскостях. На чертежах таких деталей указывается лишь радиус проточки канавки.

Вариаторные

Это наиболее сложные по конструкции устройства. обод выполнен в виде конуса с конической перемещающейся щекой. Клиноременное кольцо имеет возможность перемещаться по конусу в осевом направлении, с меньшего радиуса на больший. Второй шкив имеет обратную конусность, и привод при этом на нем перемещается с меньшего радиуса на больший. При этом передаточное число передачи меняется. Щеки обеих шкивов могут двигаться и в обратном направлении, меняя передаточное число в обратную сторону.

Преимущество конструкции заключается в том, что передаточное число можно менять без остановки вращения и не снимая с привода нагрузки. По чертежу бывает сложно понять принцип действия устройства. Трехмерное моделирование позволяет дополнять модели кинематическими симуляциями, наглядно демонстрирующими взаимодействие деталей механизма.

Различают шкивы и по способу размещения на валу:

  • Под втулку. Позволяют путем подбора втулки соответствующего внутреннего диаметра закрепить привод на любом стандартном валу. При повреждении посадочного места достаточно заменить втулку, что облегчает и ускоряет ремонт.
  • Под расточку. Выпускаются с маленьким центральным отверстием. Его растачивают или рассверливают под диаметр вала. В случае повреждения сложно отремонтировать.
  • Под фиксированный диаметр. Обычно снабжаются проточкой под шпоночное крепление или шлицами. Очень простой и быстрый монтаж и демонтаж. Требуют точного соответствия диаметров. Допускают изготовление облеченных деталей.

Изображение шкива на чертежах

Из чертежа изделия должно быть полностью понятно его устройство, размеры и способ изготовления. Для стандартных изделий на чертеже обязательно наносится обозначение шкивов.

Читать также: Арка из профильной трубы своими руками

Чтобы правильно и точно изготовить нестандартный шкив, чертеж его должен соответствовать определенным требованиям. Правильно выбрать угол канавки шкива можно, если воспользоваться для чертежа стандартным рядом уклонов.

Шкив обычно изображается на чертежах в двух видах:

  • разрез секущей плоскостью, проходящей через ось вращения;
  • вид сбоку.

Вид сбоку, как и для других деталей с осевой симметрией, приводят не полностью, а в половину. Для шкивов, имеющих в своей конструкции спицы, допустимо не изображать все, а привести чертеж одной детали с указанием их количества.

Разрез требуется строить так, чтобы в его плоскости находилась хотя бы одна спица. Спицы на разрезе штриховать не требуется. Если же деталь выполнена сплошной, плоскость разреза штрихуется, как обычно на чертеже.

Основные размеры и параметры, такие, как:

  • диаметр обода и ступицы;
  • профиль клинового ремня;
  • радиусы сопряжения;
  • уклоны канавки и т. п., наносятся на разрезе.

На дополнительном виде чертежа изображают сечение спицы. Если форма его переменная, то делают несколько дополнительных видов чертежа.

Изображение места крепления под шпонку с размерами и указанием качества поверхности также выносится на дополнительный вид чертежа.

Если вместо спиц для облегчения конструкции в теле детали предусмотрено несколько отверстий, их число и размеры указываются на разрезе, а вид сбоку на чертеже допустимо не строить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Шкивы для клиновых ремней: назначение и особенности изготовления

Шкив- металлическое колесо, обладающее канавкой либо ободом, используемое для передачи вращения от одного узла к другому. Размер канавки шкива определяется размером габаритными параметрами ремня в определенном механизме.

Телефон для связи : WhatsApp.

Шкивы для клиновых ремней изготавливаются на специальном токарном станке. Материалом исполнения для таких изделий выступает металл. Чаще всего для этих целей применяют чугун, алюминий, сталь, текстолит и капролон. Несмотря на простоту детали ее изготовление требует не только наличие специализированного и оборудования, но и определенных навыков мастера. Именно по этим причинам даже при наличии оснащения лучше заказать изготовления данной детали у специалиста.

При корректном изготовлении шкива удается продлить эксплуатационный срок не только ремня, но и приводных механизмов и узлов.

Методы изготовления шкивов для клиновых ремней

Способ и материал изготовления шкивов для клиновых ремней напрямую зависит от скорости вращения ремня.

  • При максимальной скорости ремня до 30 м/с используется литой чугун СЧ20;
  • При скорости вращения ремня до 40 м/с применяется сталь 25Л. Деталь производится литьевым методом и точится на токарном станке;
  • Скорость вращения до 60 м/с. В этом случае используются сборные либо литые шкивы, выполненные из стали 30;
  • При максимальной скорости вращения до 80 м/с. В данной ситуации обычно применяются литые шкивы, изготовленные из различных сплавов металла АЛ-3 МЛ-5;
  • При скорости вращения до 100 м/с. В таком случае может использоваться поковка либо литье , с последующей токарной обработкой. В первом случае используется хромистая сталь, во втором дюралюминий.

Стоимость и выбор шкива зависит от скорости и силы вращения, передаваемого от одного узла к другому с помощью ремня. Цена такого изделия зависит от материла, способа изготовления и его размерных параметров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий