Почему растягивается цепь на бензопиле?
Цепь на любой бензопиле со временем растягивается, это касается не только бюджетных моделей, но и известных брендов, таких как “Штиль”. Этому процессу способствуют следующие причины:
- Некачественная настройка масляного насоса. Приводит к неправильной подаче масла, увеличивая нагрев металла во время пиления.
- Валка леса и строительство в неблагоприятных, экстремальных условиях. Частицы пыли, грязи или песка попадают на звенья гарнитуры, выступают в качестве абразивного материала. Постепенно протирают места соединения.
- Использование отработанного или некачественного масла с содержанием частиц металла.
- Установка новой гарнитуры без настройки регулировочных болтов после каждого использования.
- Снижение естественного напряжения после долгой и интенсивной работы.
Растяжение цепи – нормальный процесс для пильной гарнитуры. Его можно контролировать с помощью рекомендованного производителя масла, соблюдения правил эксплуатации инструмента. Если не обращать внимания на натяжение, то это может приводить к поломке инструмента, снижению ее продуктивности и опасным травмам во время работы.
Причины, по которым происходит растяжение цепи
Цепь бензопилы, вне зависимости от производителя, может растянуться по нескольким причинам:
Система смазки цепи бензопилы
- Неправильная работа масляного насоса. К перегреву цепи и ее быстрому растяжению приводит подача масла в недостаточном количестве.
- Естественный износ. Происходит в результате продолжительной работы инструмента.
- Использование некачественной смазки.
- Нарушение правил эксплуатации бензопилы.
Важно: При выявлении нарушений в работе масляного насоса необходимо устранить неисправности, обеспечить нормальную смазку пильного полотна. Невыполнение этого требования может привести к выходу из строя ведущей звездочки
Также следует обращать внимание на качество масла. Не допускается наличие в масле различного рода абразивных микрочастиц
Что это такое
Для улучшения качества реза, а также продления периода от одной заточки до другой, были придуманы твердосплавные цепи. В распиловке древесины использование твёрдых сплавов — не новость. Технология композитного соединения уже давно и успешно применяется в производстве дисков для циркулярных пил.
Твердосплавная цепь не является однородной по своей структуре. Она представляет собой соединение двух металлов: обычной инструментальной стали и особого сплава повышенной твёрдости. Из первой делаются ведущие, режущие и соединительные звенья, а также заклёпки. Сплав наносится на режущую кромку и верхнюю плоскость рабочего звена в виде тонкой пластины. Метод крепления — пайка. Это значит. что для присоединения твёрдой части и стального основания применяются медно-никелевые и медно-латунные припои. Выбор именно этих материалов неслучаен: они обладают хорошей текучестью, адгезией, а также имеют температуру плавление, примерно на 300 градусов отличающуюся от рабочего разогрева цепи. Именно поэтому перегревать пильную гарнитуру не стоит.
Победит — это народное название сплавов на основе карбида вольфрама, который составляет до 90% от общей массы вещества. Остальные 10% — это кобальт, который необходим как связующее, и совсем немножко углерода. Фактически карбид вольфрама — это металлокерамический материал, обладающий чрезвычайной твёрдостью и превосходной температурной стойкостью.
Stihl
Этот производитель с большим отрывом лидирует в производстве твердосплавных цепей. На данный момент на рынке можно найти различные варианты особого плотна для сложных работ.
3/8″P, Picco Duro 3 (PD3), 1,3 мм
- Тип: твердосплавная.
- Шаг: 3/8 дюйма.
- Толщина звена: 1,3 мм.
- Количество звеньев: 50 — 55.
- Цена 1700 — 1900 р.
Концерн рекламирует эту цепь как первую твердосплавную низкопрофильную цепь. Она предназначена для использования в любительском и профессиональном инструменте. Имеет классические стандарты, позволяющие использовать её в наиболее распространённых образцах бытовых и полупрофессиональных инструментах. Толщина звена в 1,3 мм ориентирована на пилы средней мощности. Шаг 3/8 дюйма является самым распространённым среди пил, находящихся в продаже.
Отличительной особенностью данной цепи является то, что она выполнена не по схеме «слой повышенной твёрдости на обычной стали». Режущие звеня выполнены целиком из сплава нужных свойств. По заверению производителей, данная цепь остаётся острой в 4 раза дольше по сравнению с обычными.
.325″ Rapid Duro 3 (RD3), 1,5 мм
- Тип: твердосплавная.
- Шаг: .325 дюйма.
- Толщина звена: 1,5 мм.
- Количество звеньев: 60, 66, 72.
- Цена 2300 — 2500 р.
Ещё одна твердосплавная цепь, но на этот раз уже ориентированная на более профессиональный сегмент. Используемый шаг в 0,325 дюйма и толщина в 1,5 миллиметра являются не такими распространёнными в магазинах, тяготеют к специальному инструменту. Однако замена ведущей звёздочки и шины позволит успешно применять данное изделие практически в любом агрегате.
Твёрдый сплав наносится на зубья из стали повышенной прочности методом электролитического хромирования. Это даёт не только высокую точность реза и плавность работы, но и крепость соединения напайки с основанием. Благодаря этому даже повышенная нагрузка на цепь не приводит к выкрашиванию и отставанию твёрдых элементов от несущей конструкции остальной цепи.
3/8″ Rapid Duro 3 (RD3), 1,6 мм
- Тип: твердосплавная.
- Шаг: 3/8 дюйма.
- Толщина звена: 1,6 мм.
- Количество звеньев: 60, 66.
- Цена 2600 — 2900 р.
Конструктивно похожая цепь, но имеющая несколько другие характеристики. В частности, изменения коснулись шага и толщины звена. 3/8 дюйма — самый распространённый типоразмер цепи. Выпуская полотно с таким параметром, производитель проявил заботу о пользователе, которому теперь нет нужды менять звёздочку, чтоб применить изделие повышенной твёрдости. Это весьма обрадует владельцев тех бензопил, где ведущая звёздочка выполнена в едином блоке со сцеплением/
С другой стороны, толщина в 1,6 мм рассчитана на пилы исключительно профессионального и изредка полупрофессионального инструмента. Обладателю бытовой модели, шина которых обычно имеет паз под цепь 1,3 мм, придётся приобретать полностью новую пильную гарнитуру. Момент достаточно спорный, хотя цена цепи изначально рассчитана на людей, которые не ограничены в средствах.
3/8″ Rapid Duro Rescue (RDR), 1,6 мм
- Шаг: 3/8 дюйма.
- Толщина звена: 1,6 мм.
- Количество звеньев: 72.
- Цена 9500 — 10600 р.
- Тип: твердосплавная, с победитовыми напайками.
Серия RDR самими конструкторами определяется как наиболее прочная цепь. Её предназначение уже сугубо специфическое. Это особо сложные условия, с которыми сталкиваются пожарные, спасательные или аварийно-технические службы. В ситуациях, когда нужно в буквальном смысле прорываться через завалы для спасения жизни и имущества, а также предотвращения других аварийны ситуаций, счёт иногда идёт на секунды. Спасатели должны быть уверены в работоспособности и высокой производительности своего инструмента, который и обеспечивает цепь.
Изделие предназначено не только для сплошной древесины. Металлические включения перепиливаются почти так же быстро, как и волокна целлюлозы. Специалисты говорят, что композитные материалы и бронированное стекло также можно одолеть той цепью за короткий промежуток времени.
Укорачивание цепи своими руками
Укоротить цепь бензопилы можно и своими руками с помощью простых инструментов. Такой метод менее надежен, но прост в использовании, не требует специальных навыков работы с клепочным оборудованием. Недостаток – нельзя контролировать силу и качество раздавливания заклепок. Это может привести к поломке инструмента при серьезных нагрузках.
Какие инструменты понадобятся для ремонта в домашних условиях?
Провести работу можно с помощью самых доступных инструментов. В зависимости от навыков и умений могут потребоваться:
- тиски;
- болгарка;
- молоток;
- зубило;
- надфиль;
- бородок;
- плоскогубцы или пассажи.
Некоторые мастера применяют и электросварочный аппарат. Его использовать не рекомендуется, так как швы после сварки быстро приходят в негодность под воздействием вибрации при интенсивной работе бензопилы. Такой метод подходит только для редукторных цепей, передающих усилия на ведущую звездочку.
Удаление заклепок
Для разъединения звеньев требуется приложить физическое усилие, так как для изготовления гарнитуры применяют высококачественную сталь. Перед началом работы цепь крепко зафиксировать в тисках, чтобы избежать травм в процессе удаления. Сточить надфилем или напильником выступающую часть. Саму заклепку своими руками можно снять следующими способами:
Продолжать стачивать наждаком до тех пор, пока не проступит перемычка. Приложить бородок, выдолбить металл молотком. Сточить клепку болгаркой. Недостаток метода – можно повредить саму цепь
Работу нужно проводить осторожно, периодически смачивая область водой. После зажатия цепи в тисках за направляющие срубить клепки зубилом
Если необходимо увеличить количество звеньев или снять одно из них, то требуется снять минимум две заклепки (слева и справа). При использовании болгарки металл может нагреваться, поэтому после стачивания нужно дождаться остывания или работать в защитных перчатках.
Соединение звеньев
Приобрести новое звено для любой модели бензопилы можно в любом специализированном магазине, снять ее со старой гарнитуры. Использование донорских запчастей не рекомендуется, так как от этого снижается качество режущего полотна. Технология установки:
- Установить звено с новыми заклепками на цепь. Уложить на наковальню открытой стороной вверх.
- Надеть на клепки верхнюю пластину, несколько раз обстукать молотком для плотного соединения.
- Приложить бородок на заклепку, сделать 1-2 сильных ударов молотком. Добиться выраженного утолщения, расплющивания металла. Повторить операцию с двух сторон звена.
После работы следует проверить, чтобы цепь была подвижной, все ее элементы свободно ходили в разные стороны. Это позволяет избежать заклинивания в процессе пиления.
Как правильно одеть и натянуть цепь?
Перед началом работы следует надеть перчатки, чтобы избежать порезов об острые зубья. Натягивать можно только холодную цепь – после остывания она может лопнуть от перенапряжения, повредив механизм
Снять защитный кожух с бензопилы, осторожно надеть ее на шину
В зависимости от комплектации модели инструмента натяжение придают ручным способом или с помощью специального регулятора. В первом случае нужно ослабить болты на шине, после установки цепи придать напряжение с помощью шлицевой отвертки. Если имеется регулировочный болт, то повернуть его до упора, пока не появится достаточное натяжение полотна. После работы проверить отсутствие провисания, обязательно подтянуть после первой эксплуатации.
Пошаговый алгоритм установки
Далеко не все современные бензопилы комплектуются установочным колесом, которое заметно упрощает процедуру установки пильного полотна. Системы с установочным колесом среди бытовых бензопил это вообще редкость
Поэтому очень важно знать технологию и последовательность установки цепи на бензопилу
Основные моменты, на которые следует обратить внимание:
- Подготовьте ровную поверхность, на которой вы будете собирать воедино цепь и шину. Это снизит к минимуму шанс повреждения бензопилы или потерю мелких деталей. На подготовленную поверхность выкладывается шина и рядом параллельно цепь.
- Снимите защиту звездочки, на современных бензопилах достаточно выкрутить барашковую гайку, на более старых моделях, возможно, понадобится накидной ключ соответствующего размера.
- У основания направляющей шины натяжную звездочку поверните до конца вправо. Только в таком положении устанавливают цепь.
- Потом цепь последовательно звено за звеном накладывают на фиксирующий паз на направляющей шине. Устанавливайте цепь с верха направляющей, постепенно поворачивайте ее таким образом, чтобы шина всегда была сверху, а цепь снизу, это позволит ей всегда быть в натянутом состоянии и ложиться в направляющий паз без проблем. Когда будете выполнять этот пункт, обязательно наденьте толстые защитные перчатки, ведь ваши пальцы будут касаться режущей кромки. Если посмотреть сверху, то резец всегда расположен вперед к концу направляющей шины.
- И шину и цепь наденьте на ведущую звездочку.
- Закрепите крышку цепной звездочки на своем месте. Проследите, чтобы все монтажные штыри совпали с отверстиями. Неправильная установка с перекосами или не до конца может быть причиной посторонних шумов, дребезжания.
- Проследите, чтобы направляющие «зашли» в специальный монтажный желоб.
- После установки проверьте фиксацию цепи на бензопиле и на шине. Все должно быть надежно закреплено без люфтов.
Важный момент это степень натяжения цепи после ее установки. Настроить правильное натяжение очень просто и займет не более трех минут. Сначала нужно ослабить гайки на защитной крышке. С помощью свободно вращающегося регулировочного винта поймать правильное натяжение, чтобы цепь не оттягивалась от кромки направляющей шины более 3-5 мм.
Осталось только закрутить гайки и проконтролировать натяжение. Если нужна корректировка – провести настройку натяжения еще раз.
Как установить шину и цепь на бензопилу, смотрите в следующем видео, в котором представлен четкий алгоритм действий:
Способы проверки степени натяжения
Проверка степени натяжения является важным моментом, так как последствия неправильной регулировки могут стать фатальными для пильщика. Качество регулировки натяжения цепи можно определить по:
- При перемещении изделия вручную, она не должна заедать или возникать признаки тяжести ее передвижения.
- Режущий элемент необходимо проверить на слабость затяжки, для чего взяться за звено и попытаться оттянуть его вверх. Нормальное значение натяжения должно соответствовать выходу хвостовиков из шины(в ее середине) не более 2/3.
- В процессе перемещения устройства не должно возникать скрипов и прочих посторонних шумов.
В завершении следует отметить, что никогда не следует осуществлять регулировку цепи на горячую, так как это обязательно приведет к ряду негативных последствий. В результате таковых действий может потребоваться замена не только шины и цепи, но еще и ведущей звездочки.
Что делать, если цепь провисает?
Если цепь провисает, есть риск получить травму оператору – ведь пильное полотно может порваться или просто слететь с направляющих звездочек. Конечно, современные бензопилы имеют системы безопасности и аварийной остановки, но не всегда эти системы корректно работают.
Не стоит устанавливать на бензопилу цепь с дефектными или поврежденными пильными звеньями, помимо опасности порваться в любой момент, такая цепь будет точить направляющие канавки шины, что приведет к ее перекосу, неровному резу и выходу из строя направляющей шины.
На фото выше изображена цепь с нормальной натяжкой цепи, а ниже с ослабленной, требующей натяжения.
Из-за чего цепь может провиснуть во время даже непродолжительной эксплуатации?
- Могут быть проблемы с направляющей шиной. Иногда из-за недосмотра оператора или по причине сильного износа резьбы фиксирующих болтов в месте крепления направляющей шины, может возникнуть вибрация, которая и вызывает ослабление натяжки цепи. Необходимо проверить состояние фиксирующих болтов и при необходимости заменить их на новые. Когда болты достаточно подтянуты, таких проблем не возникает.
- При достаточно аккуратном обращении с бензопилой со временем любая цепочка может износиться. Пытаться отремонтировать цепь или собрать из нескольких одну — бесполезное занятие. Если цепная гарнитура растянулась благодаря естественным причинам, то лучше всего будет приобрести новую.
- Звездочка стоит с перекосом. Из-за смещения зубьев звездочки может возникнуть провис. В таком случае лучше всего будет обратиться в сервисный центр, для ремонта и настройки положения ведущей звезды. Закрепить ведущую звезду в правильном положении достаточно сложно, ведь придется демонтировать много мелких деталей, снять направляющую шину, а затем собрать все в обратном порядке.
Как укоротить цепи на бензопилах самостоятельно
Первоначально нужно прибегнуть к удалению заклепки, что позволит разъединить режущее изделие. Для этого существует несколько способов:
Применение наждака, которым выполняется стачивание заклепок
При помощи наждака выполнить данную процедуру можно быстро, но при этом немаловажно контролировать, чтобы не повредить соседние звенья
Болгарка с заточным кругом, при помощи которой также оперативно разъединяются звенья инструмента
Зубило с молотком. Таким способом пользуются в основном в полевых условиях, когда отсутствует возможность воспользоваться электроинструментом
Как только заклепка будет сточена или выбита, можно разъединять звенья. Делается это при помощи бородка. Он располагается между пластинами, после чего молотком производятся рывковые удары по устройству. Разъединение считается выполненным, когда пластинки выпадут с заклепки. Аналогичным образом осуществляется удаление необходимого количества звеньев, чтобы уменьшить длину цепи.
Как укоротить цепь болгаркой
Процесс заклепывания цепи является самым ответственным, так как от качества данных действий зависит безопасность эксплуатации инструмента. Чтобы соединить соседние звенья, понадобится воспользоваться соединителем. Такие устройства продаются в магазинах специализированной техники
При покупке важно учитывать такие параметры, как тип цепи, ее шаг и профиль
Процесс соединения выглядит так:
- Соединительное звено надевается на соседние элементы цепи
- Располагается на наковальне так, чтобы открытая часть оказалась сверху
- На заклепку надевается верхняя пластинка, и осуществляется легкое подбивание по ней молотком
- После плотного прилегания пластинок, нужно увеличить силу удара молотком для расплющивания заклепки
- Аналогичные действия проводятся и со второй заклепкой
Это важно! Убедиться в качестве произведенных работ поможет визуальное обнаружение утолщения в выступе.
Соединительное звено
После проведения таковых работ можно надевать цепь на укороченную шину, и проводить дальнейшие работы по распиливанию древесины. Аналогичные действия проводятся в случае, если на инструменте рвется цепь. При этом обязательно отрегулируйте натяжение, и проверьте поступление смазочного масла. После проведения таких работ режущее изделие может прослужить какое-то время, пока не будет приобретено новое изделие. После укорочения цепи рекомендуется проверить глубину паза шины, и при необходимости развернуть ее или заменить в зависимости от состояния.
https://youtube.com/watch?v=18pVtMGPwe8%3F
Как видно, процесс укорочения не представляет ничего сложного. Даже если работы выполняются в лесу, необходимо отнестись к процедуре ответственно, и произвести ее максимально качественно.
Публикации по теме
Критерии выбора дисков на триммеры и инструкция по их замене
Насадки на бензопилы или как расширить возможности агрегата
Устройство и принцип работы бензопилы и ее отдельных механизмов
Как надо разводить бензин с маслом для триммера инструкция с описанием
Принцип создания мопеда из бензопилы
На сегодняшний рынок техники производители поставляют различные приспособления, приставки, моторчики для любых переделок и усовершенствований всевозможных агрегатов в совершенно неожиданные конструкции. Поэтому для желающих по-быстрому оснастить свой велик мотором и придать ему соответствующее ускорение, возможен вариант приобретения готового комплекта. В соответствии с предлагаемой схемой на велосипед устанавливается движок – и мопед готов.
Суть переделки заключается в монтаже силовой установки на велосипед. Следует учитывать, что мощность устанавливаемого двигателя от мотопилы должна быть ориентировочно 2 л.с., поскольку менее слабый мотор не сдвинет велосипед с места, а слишком мощный будет излишним.
Инструменты необходимые для проведения работ
Приступая к клепке, первым делом необходимо убрать с цепи звено, для этого потребуется расклепать заклепки. Для расклепывания понадобится наковальня, молоток, тонкий бородок, тиски, болгарка со шлифовальным кругом или наждак. Эти инструменты не позволяют качественно провести работу, но зато они найдутся у каждого. Более культурный и бережный способ, снять заклепки при помощи специального пробойника.
Конструкций пробойников несколько, расскажем о самой популярной.
Пробойник для заклепок
Пробойник – станок, который применяется для снятия заклепок.
Он механический, работает по принципу пресса. В комплекте имеется специальная наковальня, в которой выбраны пазы для установки гарнитуры с различным шагом. Также имеются сменные наконечники, которыми и происходит выдавливание клепки.
Предлагаем посмотреть видео, в котором показано, как расклепать пильную цепь при помощи механического пробойника.
После того как цепь расклепана, необходимо снять старое звено, установить новое и заклепать. Для этого применяется станок заклепочно-обкатный. Он электрический, поэтому стоит гораздо дороже пробойного станка.
Заклепочно-обкатный станок
На станке установлен редукторный двигатель с высоким крутящим моментом.
Применяется для заклепки и прокатки гарнитуры с шагом от 1/4″ до 0,404″. Глубина пропила цепей, которые можно заклепать при помощи этого станка от 1,1 мм, до 2 мм (0,043″ — 0,080″). Вместе со станком поставляются специальные вращающиеся вставки и наковальни для разных типов. Вставки и наковальни промаркированы. Маркировка «А» означает, что вставки предназначены для гарнитуры с шагом 3/8″ и 0,404″. «В» — для 1/4″ и 0,325″.
Станок работает следующим образом. Пильная цепь с новым звеном и заклепками устанавливается в направляющие вставки. Ремонтное звено с установленными в неё заклепками прижимается рабочим валиком к наковальне, после этого включается двигатель и валик начинает вращаться, постепенно раздавливая заклепку, в этот момент, оператор станка немного увеличивает усилие прижима валика, закручивая регулировочный винт. Для наглядности, предлагаем посмотреть видео о работе заклепочно-прокатного станка.
Использовать такой станок для того чтобы клепать дома, не выгодно, т. к. он дорогой. Если необходимо переклепывать не регулярно, то можно обойтись и без него. Рассмотрим, как укоротить цепь бензопилы своими руками без использования дорогостоящих станков. Начинать нужно с расклепывания и снятия звена.
Преимущества станка в том, что заклепанные с его помощью клепки практически не отличаются по качеству от тех, которые клепали в заводских условиях.
Как заклепать
Для соединения понадобится ремонтная звенка. Запасные звенья можно найти в любом магазине занимающемся продажей бензопил и расходных материалов для них. Покупая запасные звенья нужно обязательно учитывать тип цепи, шаг и профиль. Звенья с разных типов гарнитуры не взаимозаменяемые. Использовать донорское звено со старой, не рекомендуется. Заклепки на нем уже сточенные и для нормального соединения придется подтачивать верхнюю пластину.
Звенка с заклепками устанавливается на цепь и укладывается на наковальню открытой стороной вверх. После этого на заклепки надевается верхняя пластина и слегка обстукивается молотком, для того что бы она села максимально плотно. После этого можно приступать к расплющиванию заклепок. Для этого используется наковальня, бородок и молоток.
Гарнитура укладывается на наковальню, бородок наставляется на заклепку и делается резкий удар молотком. Аналогично заклепывается вторая клепка. В результате, в выступающей части заклепки, должно получиться утолщение, которое будет надежно удерживать верхнюю пластинку звена, не давая её рассоединится.
На последнем этапе необходимо проверить, что звено цепи движется, и его не зажало при клепке.
Рассмотрим, что может случиться, если склепать не правильно.