Устройство и характеристики
Изделие состоит из 4 элементов, а именно:
- Литой муфты, имеющей два резьбовых отверстия. Может быть в форме эллипса или прямоугольной рамы.
- Нескольких элементов для захвата грузов (стропы). Каждый из элементов представляет собой стержень с резьбой на противоположной части. На этих сторонах имеется оголовок в виде вилки, петли или крюка.
- Подкладных шайб, которые необходимы для того, чтобы действующая нагрузка распределялась равномерно.
- Стопорных гаек, которые способны предотвратить самостоятельное ослабление натяжителя.
Классификация и маркировка
Так как талреп используется в условиях неблагоприятных атмосферных воздействий, то выбирают крепеж:
- Из нержавеющей стали;
- Из металла с оцинкованным покрытием.
Также, изделия классифицируют в зависимости от типа крепления на концах винтов:
- С+О (крюк/кольцо);
- О+О (кольцо/кольцо);
- С+С (крюк/крюк).
ДЛЯ СПРАВКИ! Тип крюк-кольцо может быть закрытым или открытым. Закрытый используется в большинстве современных моделей, применяется в основном для закрепления оптоволоконных кабелей.
В маркировке талрепа содержится информация о длине и типе муфты, типе оголовка, размере резьбы с указанием расположения левой нарезки. Также указывается значение допустимой нагрузки. Покрытие и тип конструкции отражается в технической документации.
Материал
Для производства данного крепежа используют только сталь высокого качества. Само изделие получают методом ковки, затем наносится защитный слой. Такая процедура получила название «пассивация», она осуществляется методом горячей оцинковки. Благодаря пассивации крепеж защищен от коррозии и его можно использовать длительное время в условиях повышенной влажности без потери качества.
Муфты
Муфты изготавливают тремя способами (ГОСТ 9690-71):
- Сваркой;
- Литьем;
- Штамповкой.
Также, производят муфты как открытого, так и закрытого типа. Изделия открытого типа могут выдерживать до 6,3т, а закрытого – до 20т.
Характеристики талрепа:
ВАЖНО! Вес типового изделия зависит от материала конструкции и от способов изготовления.
Грузоподъемность
В технической документации на изделие указывается его грузоподъемность. Она может зависеть от вида захватывающего устройства.
Виды приспособлений для натяжения тросов
Прежде, чем приобретать приспособление для натяжки, необходимо разбираться в его маркировке, а именно: С+С – крюк и крюк, С+О – крюк и кольцо, О+О – кольцо и кольцо. Это наиболее часто используемые, но бывают и другие. Для того чтобы подтянуть или ослабить натяжение, необходимо вращать «кольцо», после чего винты будут двигаться либо к центру, либо от него. Вид инструмента зависит от того, какие работы вы собираетесь выполнять. Оцинкованный инструмент используется в том случае, когда вам требуется большое натягивающее усилие. Грузовой тип применяется тогда, когда необходимо либо натянуть тросы, либо же прикрепить тяжелый груз. Такие приспособления могут достигать веса до 25 кг, а выдержать данный инструмент способен до 90 тонн.
Вид приспособления «крюк-крюк» используется, когда необходимо изменить длину или натяжение цепи или троса, в основном, при установке мачт или антенн. «Крюк-кольцо» также применяется в подобных случаях. На подвижных деталях такого варианта приспособления имеется резьбовая нарезка, благодаря которой можно регулировать длину. Также сейчас появились варианты с использованием современных технологий, применяя которые можно отрегулировать плавность натяжения. Такие инструменты применяются при работах с волоконно-оптическим кабелем. Для того чтобы натянуть провода и тросы под малые нагрузки, можно использовать закрытые инструменты.
В таких случаях нет четкого значения допустимой нагрузки, поэтому ориентироваться необходимо по факту. Также следует помнить, что такие приспособления не используются для несущих конструкций. Вариант «вилка-вилка» очень популярен и применяют его довольно часто. С его помощью можно быстро изменить или отрегулировать натяжение и длину. Однако данный инструмент не применяется для того, чтобы поднимать грузы. Создан он для того, чтобы регулировать подвески, растяжки и страховки. А вот талреп цепной длиннее своих собратьев, он способен захватить два объекта, сравнительно далеких друг от друга, и затем стянуть, придав требуемое натяжение.
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Талрепы должны изготовляться следующих типов:
ОШ – с открытой штампованной муфтой;
ОС – с открытой сварной муфтой;
ЗС – с закрытой сварной муфтой.
1.1.1. Основные параметры, теоретическая масса и исполнения талрепов с открытой штампованной муфтой должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.
Исполнение ВВ (вилка-вилка) Исполнение ВУ (вилка-ушко) Исполнение УУ (ушко-ушко)
Исполнение ГГ (гак-гак) Исполнение ВГ (вилка-гак) Исполнение ГУ (гак-ушко)
Черт. 1
Таблица 1
Наименование параметра | Нормы | ||||||||||||
Допускаемая нагрузка, тс | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,2 | 4,0 | 5,0 | 6,3 |
Теоретическая масса, кг не более: | |||||||||||||
для исполнения ВВ | 0,14 | 0,37 | 0,50 | 0,92 | 1,10 | 1,90 | 2,26 | 3,00 | 3,80 | 5,80 | 6,90 | 12,80 | 13,90 |
» » ВУ | 0,13 | 0,35 | 0,45 | 0,90 | 1,00 | 1,85 | 2,10 | 2,80 | 3,60 | 5,60 | 6,60 | 12,30 | 13,60 |
» » УУ | 0,12 | 0,33 | 0,42 | 0,85 | 0,95 | 1,80 | 2,00 | 2,70 | 3,40 | 5,40 | 6,20 | 11,90 | 13,10 |
» » ГГ | 0,15 | 0,50 | 0,70 | 1,28 | 1,45 | 2,40 | – | – | – | – | – | – | – |
» » ВГ | 0,14 | 0,45 | 0,60 | 1,10 | 1,26 | 2,15 | – | – | – | – | – | – | – |
» » ГУ | 0,13 | 0,42 | 0,56 | 1,10 | 1,20 | 2,10 | – | – | – | – | – | – | – |
(Измененная редакция – «Информ. указатель стандартов» № 12 1973 г).
1.1.2. Основные параметры, теоретическая масса и исполнение талрепов с открытой сварной муфтой должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.
Исполнение ВВ (вилка-вилка)
Исполнение ВУ (вилка-ушко)
Исполнение УУ (ушко-ушко)
Черт. 2
Таблица 2
Наименование параметра | Нормы | ||||||||||
Допускаемая нагрузка, тс | 2,0 | 2,5 | 3,2 | 4,0 | 5,0 | 6,3 | 8,0 | 10,0 | 12,5 | 16,0 | 20,0 |
Теоретическая масса, кг, не более: | |||||||||||
Для исполнения ВВ | 3,6 | 4,2 | 6,0 | 7,1 | 12,8 | 14,0 | 20,8 | 23,6 | 33,4 | 42,9 | 55,3 |
» » ВУ | 3,5 | 4,0 | 5,9 | 6,8 | 12,3 | 14,7 | 20,0 | 22,7 | 32,4 | 40,8 | 53,0 |
» » УУ | 3,3 | 3,8 | 5,6 | 6,4 | 11,9 | 13,3 | 19,1 | 21,8 | 31,4 | 38,7 | 50,8 |
1.1.3. Основные параметры, теоретическая масса и исполнение талрепов с закрытой сварной муфтой должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 3.
Исполнение ВГ (вилка-гак)
Исполнение ВВ (вилка-вилка)
Черт. 3.
Таблица 3
Наименование параметра | Нормы | ||||||
Допускаемая нагрузка, тс | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
Теоретическая масса, кг, не более: | |||||||
Для исполнения ВГ | 0,14 | 0,36 | 0,52 | 0,95 | 1,10 | 1,80 | – |
» » ВВ | 0,14 | 0,30 | 0,42 | 0,76 | 0,95 | 1,52 | 1,90 |
1.2. Основные размеры талрепов должны соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
Размеры в мм
Допускаемая нагрузка тс | Резьба талрепа d | Ход талрепа L – L1 | Исполнение | |||||||||||
ВВ | УУ | ГГ | ВУ | ВГ | ГУ | |||||||||
L | L1 | L | L1 | L | L1 | L | L1 | L | L1 | L | L1 | |||
0,1 | М6 | 75 | 230 | 155 | 244 | 109 | 236 | 161 | 237 | 162 | 233 | 158 | 240 | 165 |
0,2 | М8 | 112 | 324 | 212 | 344 | 232 | 360 | 248 | 334 | 222 | 342 | 230 | 352 | 240 |
0,3 | М10 | 112 | 341 | 229 | 365 | 253 | 383 | 271 | 353 | 241 | 362 | 250 | 374 | 262 |
0,5 | М12 | 140 | 421 | 281 | 449 | 309 | 461 | 321 | 435 | 295 | 441 | 301 | 455 | 315 |
0,8 | М14 | 140 | 434 | 294 | 466 | 326 | 472 | 332 | 450 | 310 | 453 | 313 | 469 | 329 |
1,2 | М16 | 168 | 524 | 356 | 558 | 390 | 558 | 390 | 541 | 373 | 541 | 373 | 558 | 390 |
1,6 | М18 | 168 | 542 | 374 | 582 | 414 | – | – | 562 | 394 | – | – | – | – |
2,0 | М20 | 185 | 603 | 418 | 653 | 468 | – | – | 628 | 443 | – | – | – | – |
2,5 | М22 | 185 | 629 | 444 | 681 | 496 | – | – | 655 | 470 | – | – | – | – |
3,2 | М24 | 212 | 719 | 507 | 787 | 575 | – | – | 753 | 541 | – | – | – | – |
4,0 | М27 | 212 | 757 | 545 | 821 | 609 | – | – | 789 | 577 | – | – | – | – |
5,0 | М33 | 248 | 881 | 633 | 949 | 701 | – | – | 915 | 667 | – | – | – | – |
6,3 | М36 | 248 | 900 | 652 | 976 | 728 | – | 938 | 690 | – | – | – | – | |
8,0 | М39 | 265 | 987 | 722 | 1083 | 818 | – | – | 1035 | 770 | – | – | – | – |
10,0 | М42 | 265 | 1027 | 762 | 1121 | 856 | – | – | 1074 | 809 | – | – | – | – |
12,5 | М48 | 290 | 1133 | 843 | 1231 | 941 | – | – | 1182 | 892 | – | – | – | – |
16,0 | М52 | 290 | 1159 | 869 | 1261 | 971 | – | – | 1210 | 920 | – | – | – | – |
20,0 | М56 | 308 | 1247 | 939 | 1391 | 1083 | – | – | 1319 | 1011 | – | – | – | – |
Пример условного обозначения талрепов с открытой штампованной муфтой, с двумя вилками, на допускаемую нагрузку 10,0 тс:
Талреп 10,0 ГОСТ ВВ-ОШ ГОСТ 9690-71
То же, с открытой сварной муфтой, с двумя ушками, на допускаемую нагрузку 4,0 тс:
Талреп 4,0 УУ-ОС ГОСТ 9690-71
То же, с закрытой сварной муфтой, с двумя вилками, на допускаемую нагрузку 0,8 тс:
Талреп 0,8 ВВ-ЗС 9690-71
1.3. Основные размеры деталей талрепов должны соответствовать указанным на черт. 4 – 7 и в табл. 5.
Штампованная муфта
Открытая сварная муфта
1 – струна; 2 – гайка; 3 – шайба; 4 – труба
Черт. 4
Вилка
1 – вилка; 2 – ось с буртиком по ГОСТ 9650-71; 3 – шплинт по ГОСТ 397-66.
Черт. 5
Ушко
Как выбрать талреп?
Особое внимание во время выбора изделия нужно уделить такому параметру как максимально допустимая нагрузка. Если талреп используется для фиксации груза в вертикальном положении, то необходим большой запас, примерно 600-900%.
Также важным пунктом является безопасность. Необходимо понимать, насколько надежно канат или трос обхватывают зажим.
ВАЖНО! Типы конструкции с двумя гаками обладают наименьшей безопасностью.
При выборе стоит внимательно изучить маркировку изделия, которая указана на корпусе или техническую документацию, она должна быть у любого сертифицированного продукта.
Помимо нагрузки, нужно учитывать размер элемента. Например, если монтаж будет производиться в стесненных условиях
Обратить внимание нужно и на наличие антикоррозионной защиты.
Перед использованием нужно проверить талреп следующим образом:
- Проверить совпадают ли резьбы;
- Осмотреть на предмет механических повреждений, деформаций;
- Выявить отсутствие трещин, борозд.
ВАЖНО! В комплект обязательно должны входить стопорные гайки. Без них работа талрепа может быть бессмысленной, так как под влиянием нагрузки он будет раскручиваться.
ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации
Требования к талрепам отражены в стандартах:
- ГОСТ 9690-71 – отечественный стандарт;
- DIN 1748, DIN 1480 – европейские стандарты.
Принцип работы и регулировки натяжения
Правильная работа натяжителей должна обеспечивать одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях. Как только натяжение достигает допустимой силы, процесс останавливается. Регулируется натяжение просто. Его в любой момент можно ослабить, не прилагая больших физических усилий.
Требования к деталям талрепа
В конструкциях закрытого типа резьба должна располагаться в корпусе муфты. Такой вариант является безопасным, так как при разрушении захватного устройства оно не разлетится во все стороны. Именно поэтому допустимое значение натяжения для закрытых талрепов больше.
Большое значение имеет технология изготовления муфт. Штампованные муфты обладают большей прочностью. А сварные имеют самую низкую несущую способность.
Требования к деталям талрепа
ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:
- Штампованные закрытые муфты.
- Штампованные открытые муфты.
- Литые муфты.
- Сварные закрытые муфты.
- Сварные открытые муфты.
В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.
Читать также: Разновидности подшипников и их назначение фото
Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.
Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).
Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).
Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.
Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:
- ВВ (вилка-вилка).
- ВУ (вилка-кольцо).
- УУ (кольцо-кольцо).
- ГГ (крюк-крюк).
- ВГ (вилка-крюк).
- ГУ (крюк-кольцо).
Скачать прайс лист
Талрепы – это высококачественные такелажные изделия. Представленные виды отличаются конструктивными особенностями, размерами, весом, рабочей нагрузкой. Модификация вилка-вилка обеспечивает наивысшую степень надежности грузоподъёмной оснастки. Остальные виды применяются только в быту.
Практическое применение талрепы во многом зависит от их конструкции. Максимальный уровень надежности растяжек и других элементов грузовой оснастки обеспечивается исполнением «вилка-вилка». Для неответственных операций и бытовых нужд применяется «кольцо-кольцо», «крюк-кольцо» или «крюк-крюк». Причем следует помнить, что у последних двух разрушающая нагрузка крюка значительно ниже кольца и корпуса.
Талреп используют для стягивания двух тросов (канатов, кабелей) и выбирания их слабины. Он имеет разные варианты конструкции в зависимости от характера крепления.
Параметры талрепов:
- Ход талрепа: 75 (мм), 112 (мм), 140 (мм), 168 (мм), 185 (мм), 212 (мм), 148 (мм), 165 (мм), 290 (мм), 308(мм).
- Резьба: М6, М8, М10, М12, М14, М16, М18, М27, М36, М42, М48, М52, М56.
- Допустимая нагрузка: 0.1 (тс), 0.3 (тс), 0.8 (тс), 1.6 (тс), 2 (тс), 3.2 (тс), 5 (тс), 8 (тс), 10 (тс), 12.5 (тс), 16 (тс), 20 (тс).
Варианты маркировки:
Обозначая талреп указывают цифрой его допустимую нагрузку, а также тип (ОШ – с открытой штампованной муфтой, ОС – с открытой сварной муфтой, ЗС – с закрытой сварной муфтой ) и вариант исполнения (ВВ – вилка-вилка, ВУ – вилка-ушко, УУ – ушко-ушко, КК – гак-гак, ВГ – вилка-гак, ГУ – гак-ушко).
Нормативные документы:
Например: так к примеру 10 ВВ-ОШ обозначает талреп с допустимой нагрузкой 10 (тс), выполнен в форме вилка-вилка с открытой штампованной муфтой, а 0.8 УУ-ЗС – талреп с нагрузкой 0.8 (тс), в форме ушко-ушко с закрытой сварочной муфтой.
Как выбрать
Исходными данными являются:
- Эксплуатационные усилия на узел.
- Размеры пространства, в котором должно разместиться приспособление.
- Степень антикоррозионной защиты и условий работы (наличие пыли, грязи т.п.). Чаще применяется талреп оцинкованный.
Детали рассчитывают на предельное значение растягивающего напряжения, с учётом запаса прочности. Наибольшее значение это показатель имеет для грузоподъёмных устройств вертикального типа (например, для лифтов, где применяются талреп «крюк-кольцо» или талреп «вилка-вилка», расчётная нагрузка увеличивается в 8…9 раз).
Важным считается правильный выбор оголовка. Например, при опасности выскальзывания троса из петли (талреп «крюк-кольцо»), принимают устройства закрытого типа — цепные или «кольцо-кольцо». Талреп цепной должен иметь место под рукоятку.
При особых требованиях к эксплуатации изделия могут изготавливаться из нержавеющих материалов, снабжаться устройствами для автоматической строповки, храповыми механизмами и т.д.
Талрепы по стандарту DIN 1480
Талрепы, выпускаемые по стандарту DIN 1480, если разобраться в их конструкции, представляют собой достаточно несложное устройство. Основой их конструкции является корпус, который может быть выполнен в виде цилиндра или продолговатого кольца. С обеих сторон корпуса в нем имеются отверстия с резьбой, в которые и вкручиваются рабочие элементы такого устройства. Данные элементы, в зависимости от необходимости, могут иметь оголовки в виде колец, крючков или вилок. Именно к оголовкам и крепится стальной трос, натяжение которого необходимо обеспечить
Что важно, рабочие элементы вкручиваются в отверстия корпуса в разных направлениях
Корпусы талрепов, выполненные в виде цилиндра, могут иметь различное конструктивное исполнение. Так, это может быть открытый или закрытый цилиндр, который используется в тех случаях, когда необходимо защитить резьбовые соединения от пагубного влияния внешних факторов: повышенной влажности, пыли и грязи. Цилиндрические талрепы открытого типа (даже если взглянуть на их фото) позволяют увидеть, как резьбовые концы рабочих элементов сходятся при их закручивании.
Совершенно не случайно оголовки талрепов отличаются таким разнообразием. Более того, в одном таком приспособлении могут быть использованы оголовки как одинаковых, так и разных типов. К примеру, на практике часто можно встретить приспособления для натяжения тросов и канатов с оголовками вилка-вилка, крюк-крюк, кольцо-крюк и др. Подбираются такие оголовки в зависимости от того, какую конструкцию имеет встречный крепеж: конец стального каната или троса. Так, талреп с вилочным оголовком используется для натяжения канатов, на конце которых можно сформировать петлю, которая плотно (впритирку) зайдет между лапками такой вилки.
Талреп цепного типа — рэтчет
Если оголовок натяжного приспособления имеет форму крюка, то, соответственно, натягиваемые тросы или канаты должны оканчиваться кольцами или другими элементами, которые не выскользнут из зацепления с крюком при прикладывании к ним натягивающего усилия. Если же применяется талреп с оголовком в виде кольца, канаты и тросы должны заканчиваться крюками, которые также не должны выскользнуть из зацепления.
Серьги, коуши, карабины, талрепы — большинству из нас нечасто приходится сталкиваться с такими специфическими объектами и, наверное, далеко не все знают об их существовании. Поэтому информация о том, что скрывается за этими загадочными терминами, никому не помешает. Итак, в этой статье мы поговорим о такелажных принадлежностях. А встречаться с ними приходится всякий раз, когда возникает потребность поднять, закрепить, натянуть или подвесить что-либо с помощью проволоки, троса или каната.
Имея под руками профессиональную такелажную оснастку, многие задачи можно решить во много раз проще и эффективнее, чем с помощью привычных подручных средств. Приобрести же все, что необходимо для выполнения этих работ, сегодня можно практически на любом строительном рынке.
Тросовые зажимы позволят надежно закрепить плети при формировании петель на конце троса, а талрепы — натянуть трос с любым необходимым усилием.
Конструкция
Рассматриваемые типы талрепов производятся согласно техническим требованиям ГОСТ 9690 и европейского стандарта DIN 1480. Состоит талреп крюк-кольцо из следующих деталей:
- Соединительной муфты, в противоположных частях которой имеются резьбовые отверстия.
- Грузового рым-болта (или кольцевого захвата), снабжённого удлинённым хвостовиком с резьбой, размеры которого соответствуют резьбе в муфте.
- Грузового крюка, который может быть с фиксирующей защёлкой, либо без неё.
Для того, чтобы обеспечить натяжение удерживаемого устройства с опорой, талрепная муфта имеет на одном конце левую резьбу, а на другом – правую. Соответственно, и резьбы крюка и кольца также должны быть различными. Особенность состоит в том, что выбор типа резьбы определяется условиями эксплуатации удерживаемого элемента
Если при транспортировке грузов это не имеет особого значения, то для устойчивого расположения антенн, мачт, кабельных опор очень важно к чему она будет присоединяться. Например, крюковой захват без защёлки безопасен лишь тогда, когда предельное отклонение смежного захвата от продольной оси талрепа не превышает 30…40º
Поэтому талреп крюк-кольцо необходимо заказывать и приобретать только с учётом конкретных предметов и грузов, для фиксации которых он будет использован.
Муфта талрепов для удобства её вращения должна иметь шестигранную часть на одном из торцов. Обычно её предусматривают со стороны кольцевого захвата, конструкция которого исключает самопроизвольное соскакивание смежного захвата при регулировке натяжения.
Наиболее удачной конструкцией талрепа крюк-кольцо считается такая, где к крюковому захвату поставляется также защёлка для крюка, либо зажим для троса. Они изготавливаются по DIN 741, и гарантируют надёжное удержание смежного захвата в крюке во время проворота муфты.
Требования к деталям талрепа
ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:
- Штампованные закрытые муфты.
- Штампованные открытые муфты.
- Литые муфты.
- Сварные закрытые муфты.
- Сварные открытые муфты.
В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.
Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.
Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).
Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).
Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.
Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:
- ВВ (вилка-вилка).
- ВУ (вилка-кольцо).
- УУ (кольцо-кольцо).
- ГГ (крюк-крюк).
- ВГ (вилка-крюк).
- ГУ (крюк-кольцо).
3 Что нужно помнить при покупке талрепа?
Очевидно, что талрепы бывают разные. Так как основную работу выполняет резьбовое соединение, то маркировка производится именно по ней – маленькие (М4–М8), ходовые (М10, М12, М16) и большие (до М54) – а дальше уже тянутся и другие параметры согласно установленным пропорциям. Стандартизирует эти соотношения DIN 1480. Там вы найдете таблицы, где указаны длины всего изделия в открытом и закрытом виде, отдельно муфты и болтов, вес и грузоподъемность талрепа.
Таблица DIN 1480
На самом изделии маркировка диаметра отверстий наносится со стороны правой резьбы. При продаже обычно указывается более развернутая информация, обязательно пишется еще материал покрытия и длина. Продавец может указать и рабочую нагрузку, чтобы вам не пришлось долго искать этот параметр в стандарте. Например, популярный типоразмер талрепа крюк-кольцо М10 способен выдержать натяжение эквивалентное весу 544 кг. Для М12 это уже 998 кг. А рабочая нагрузка талрепа крюк-кольцо М16 составляет 1600 кг.
Во время покупки надо понимать, качество пропорционально цене, чем выше стоимость, тем больше вероятность, что партия действительно изготовлена по стандарту и прошла испытания. Естественно, “платить” за надежность стоит при строительстве, а для домашнего пользования, например, для бельевой веревки, эта роскошь вряд ли обязательна, подойдет талреп и подешевле
Но даже при покупке качественного талрепа стоит обратить внимание на кое-что. Например, если вы хотите, чтобы нагрузка талрепа крюк-кольцо М12 составила заявленную тонну, вы должны убедиться в исправности механизма и целостности резьбы прямо у прилавка
Маркировка изделия