Талреп крюк-крюк. Как выбрать подходящий размер?

3 Где можно повстречать это устройство?

Он замечательный помощник на площадках строительства, при установке. Талреп крюк-крюк также повсеместно используется для перевозки тяжёлых негабаритных грузов на самолетах, кораблях, поездах, автотранспорте. Во время установки башен, башенных построек, мачт в первую очередь применяется данный механизм. С его помощью также делают фиксацию антенны или молниеотводы, фиксируя высокую конструкцию в устойчивом положении. Устройство применяется также для установки снарядов в спортивных комплексах и залах.

Механизм для установки снарядов в спортивных комплексах

Очень распространены подобные механизмы при такелаже, когда нужно обеспечить натяжение стальных тросов для фиксации разных грузов.

Натяжение стальных тросов для фиксации разных грузов

Как видно, данный механизм используется для сцепки разных деталей и конструкций по осевому назначению, причем вне зависимости от его модификаций, будет это кольцо-кольцо, вилка-вилка и т. д. Не считая перечисленных способов и мест использования талрепы разного размера активно применяются в быту. К примеру, на рабочем принципе данного механизма основано натяжение струн в карнизах для оконных занавесок или гардин.

Недостатки талрепов крюк-крюк

Кроме избыточного веса, использование талрепов рассмотренной конструкции сопровождается и иными ограничениями:

  1. Чтобы исключить самопроизвольное соскальзывание удерживаемого предмета с оси крюка, пользователи часто снабжают такие талрепы фиксирующими планками, которые накидываются на крюк сверху, и стопорятся специальными скобами.
  2. Талрепы крюк-крюк не рекомендуется применять совместно с текстильными стропами, у которых коэффициент трения ниже, чем у стальных тросов.
  3. Угол наклона крюка со смежным грузозахватным элементом не может отклоняться от вертикали на угол более 60º.

Цена талрепов типа крюк-крюк находится в пределах 150…2000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=BYp_AkFEccQ

Газовая горелка. Главный инструмент наплавляемой гидроизоляции

Кромочный фрезер. Секреты выбора и эксплуатации

3 Талреп DIN 1480 – конструкция

Внешне натяжитель троса кажется сложным, но на самом деле все предельно просто, и лишнего там действительно ничего нет. Если взглянуть на чертеж или фото, талреп (DIN 1480) имеет корпус в виде продолговатого цилиндра или кольца, с противоположных концов его вы найдете по отверстию с резьбой, причем направление закручивания в них будет противоположное. Именно сюда вставляется винт с одной и другой стороны, резьба которого соответствует той, что нанесена в корпусе. На свободном конце винта имеется приспособление для крепления стального троса или чего-нибудь подобного. Это может быть кольцо, крюк или вилка.

Сам корпус, если он выполнен в виде цилиндра, может быть открытый или закрытый. В первом случае вы увидите сходящиеся к центру при натяжении резьбовые концы винтов, а во втором случае этого будет не доступно. Закрытым талрепом уместно пользоваться на незамкнутых площадках, так исключается попадание губительной влаги и различного мусора внутрь, где можно повредить или застопорить резьбу. Разберемся еще в оголовках, которые имеет натяжитель троса – ведь для чего-то же придумали кольца, крюки и вилки, причем комбинации их бывают различные, как два одинаковых приспособления (вилка-вилка), так и нет (кольцо-крюк).

Встречный крепеж для вилки (за который она будет цепляться) должен иметь соответствующие размеры и отверстие для закрепляющего болтика. Например, при размещении между лапками каната в нем вполне можно сделать дыру прямо на месте, чтобы закрепить в вилке, главное, его диаметр должен зайти правильно (впритирку, свободный вариант с запасом тут неуместен).

Требования к деталям талрепа

ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:

  1. Штампованные закрытые муфты.
  2. Штампованные открытые муфты.
  3. Литые муфты.
  4. Сварные закрытые муфты.
  5. Сварные открытые муфты.

В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.

Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.

Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).

Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).

Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.

Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:

  1. ВВ (вилка-вилка).
  2. ВУ (вилка-кольцо).
  3. УУ (кольцо-кольцо).
  4. ГГ (крюк-крюк).
  5. ВГ (вилка-крюк).
  6. ГУ (крюк-кольцо).

Характеристика и свойства

Одним из самых важных параметров является диаметр резьбы, который определяет размеры всех деталей конструкции. Чем больше стержень, тем сильнее нагрузки. Показатели диаметра определяются метрической системой мер. Длина зависит от толщины.

Талреп делится по видам используемых стержней. Самыми популярными считаются крюки и кольца, а также механизмы с вилками. При работе с тяжелыми грузами используют устройство «вилка-вилка», ведь оно является статичным и может долго удерживать груз.

Цепной талреп создан для динамического удержания с возможностью приближения и отдаления грузов. В таких моделях цепь считается звеном, которое присоединяет стержень или муфту.

ГОСТ для талрепа

Установкой размеров и технических характеристик, предназначенных для талрепа, занимается ГОСТ 9690 71. Нужно соблюдать четыре основных правила:

  • На все трущиеся детали наносится смазка графитная по ГОСТу № 3333.
  • Должно быть защитное покрытие по ОСТ.
  • Срок использования устройства — 15 лет.
  • Правильно выбирайте талреп для троса.

Советы перед использованием.

  • Перед началом работы промыть поверхность механизма бензином или обработать специальной смазкой.
  • В процессе работы попытаться исключить радиальные нагрузки.
  • После завершения работы снова произвести обработку поверхности, особенно в месте резьбы.

Из чего состоит это устройство? Корпус создан с помощью литья, ковки или сварки. Отверстия чаще всего фрезеруются. При сложных погодных условиях берут талреп закрытого типа. Он состоит из трех частей: корпус, два винта и оголовки винта. Чтобы лучше понять, как устроен механизм, стоит взглянуть на талреп (фото).

Разновидности талрепа

«Крюк-крюк» иногда называют натяжитель троса талреп. Основной плюс такого устройства в его универсальности: благодаря крюкам с двух сторон, такой механизм можно использовать практически при любых работах. К примеру, стяжку с кольцами невозможно прикрепить к монтажным отверстиям конструкции и оборудования. Такие же действия с устройством «вилка-вилка» потребуют намного больше времени. А крюками очень быстро можно зацепить стяжку.

Еще этот механизм удобен тем, что у стягиваемых объектов, можно заранее подготовить правильный, прочный и неразборный фиксатор. Последний и самый главный плюс в том, что талреп легко снять и не нужно ничего откручивать или расплетать.

Минусы такого талрепа:

  • Допустима лишь маленькая нагрузка по сравнению с механизмами «колько-кольцо» и «вилка-вилка».
  • Существует слабина во время установки стяжки, из-за этого крюк может легко соскочить с фиксатора прикрепляемого объекта.

Устройство «кольцо-кольцо» используется для натяжения гибких деталей и изделий, например: тросы, канаты, цепи, веревки и так далее. С помощью таких стяжек и натяжителя частенько ликвидируют обрыв трассовых соединений и спасают от самопроизвольного раскручивания винтов.

Устройство «вилка-вилка» чаще всего эксплуатируют для установки растяжки специальным инструментом. Плюс вилочного типа в том, что он имеет обжимные вилки. Вилка всегда надежно фиксирует трос. Вилка-вилка делится на два типа корпуса: открытый и закрытый. Лучше выбирать закрытый, он не загрязнится так сильно, как открытый. Иногда у этого механизма возникают проблемы с цепным тросом.

Разновидности талрепа

Выбор талрепа. Размеры и характеристики

Определяющим параметров для выбора является эксплуатационная нагрузка, причём для талрепов, предназначенных для фиксации предметов в вертикальном положении, а также агрегатов типа лифтов и подъёмников такие нагрузки определяют с запасом в 600…900%.

Для безопасности фиксации предмета или груза важное значение имеет также степень охвата стропом захвата талрепа. Это особенно касается талрепов типа ГГ, где открытая часть оголовка крюка не исключает соскальзывания груза. Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа

Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа.

Ориентировочные предельные нагрузки в зависимости от типоразмера резьбы и типа грузового захвата – вилка, ушко и крюк – составляют соответственно, кг:

  • для М6 – 100 и 40;
  • для М8 – 200 и 80;
  • для М10 – 500 и 150;
  • для М12 – 2000 и 350;
  • для М16 – 3000 и 700;
  • для М20 – 4000 и 1000;
  • для М24 – 6000 и 2000;
  • для М30 – 10000 и 3000.

Выбор рэтчета производится по калибру цепи и её длине:

  • для калибра 6 мм максимальная нагрузка — 4000 кг;
  • для калибра 8 мм — 6300 кг;
  • для калибра 10 мм — 10000 кг;
  • для калибра 12 мм — 15000 кг;
  • для калибра 16 мм — 20000 кг.

Важны также размеры и масса талрепов. Завод-изготовитель обязан сертифицировать выпускаемые им талрепы, снабжая каждое изделие соответствующей информацией о пределах его безопасного применения.

При постоянной и продолжительной эксплуатации талрепы подлежат обязательной поверке, которая производится по технологии, приведённой в ГОСТ 9690-71.

Цена талрепов зависит от их исполнения и грузоподъёмности. Цена муфтных талрепов находится в диапазоне 400…1500 руб., рэтчетов – от 9000 до 16000 руб.

1 Производственная технология устройства

В очень больших масштабов талреп делается только лишь из стали высокого качества, способом ковки с дальнейшей пассивацией. Пассивация изделий состоит в покрытии защитным цинковым слоем, предупреждающим образование ржавчины на устройстве, что обеспечивает большой служебный срок и большую надежность механизма. Для покрытия талрепа применяется горячий метод, обеспечивающий более хорошее и долговечное покрытие из цинка.

Талреп из стали высокого качества

Изделие имеет несколько обычных компонентов:

  • муфта – весомая часть устройства, сделанная способом литья, что обеспечивает крепость и безопасность при эксплуатации механизма, она содержит эллипсовидную форму или вытянутого прямоугольника;
  • на скругленных концах муфты с двух сторон в самом центре есть отверстия с резьбой противоположного вращения, назначение их сходится с главной осью детали;
  • винты при вращении в разных направлениях предоставляют натяжение тросов, верёвок или цепей по оси, в подобном талрепе они собой представляют стержни с крюками на концах.

Разновидности талрепов

Не смотря на кажущуюся простоту конструкции, талрепы для троса бывают разных видов и различаются, как по размеру, так и по типу корпуса, виду исполнения, материалу.

Размер и вес талрепов разнится от нескольких грамм (например, для натяжения шторных струн), до нескольких тонн.

По типу корпуса

выделяют следующие виды:

  • Талреп ОС — с открытой муфтой, сварной
  • Талреп ЗС — с закрытой муфтой, сварной
  • Талреп ОШ — с открытой муфтой, штампованный (din 1480)
  • Талреп ЗШ — с закрытой муфтой, штампованный
  • Талреп цепной (рэтчет, цепной натяжитель)

Талрепы с закрытой муфтой предназначены для длительного использования при проведении наружных работ, так как их конструкция предотвращает попадание влаги и мусора внутрь корпуса. Цепные рэтчеты используются для натяжения грузов при обвязке и фиксации их на транспортной платформе.

По виду исполнения:

  • Талреп ВУ — вилка-ушко
  • Талреп ВВ — вилка-вилка
  • Талреп УУ — ушко-ушко
  • Талреп ВГ — вилка гак;
  • Талреп ГГ — гак-гак;
  • Талреп ГУ — гак-ушко.

Так как талрепы часто используются в сложных климатических условиях, при их изготовлении используется высокоуглеродистая сталь, либо метод оцинковки для защиты от внешних факторов. Наибольшее распространение получил оцинкованный талреп.

4 Стяжки крюк-крюк – схемы применения, преимущества и недостатки

Главное преимущество талрепа гак-гак в его универсальности. Благодаря тому, что у этого приспособления с обеих сторон крюки, его можно использовать абсолютно во всех случаях, где требуется применение талрепов. Так, например, стяжку с кольцами ни за что не прикрепишь к монтажным (технологическим) проушинам или отверстиям конструкций и оборудования. Эти же операции с талрепом вилка-вилка (если еще его втулки и сами вилки подойдут по размерам) потребуют больше времени. А крюками моментально зацепляешь и сразу начинаешь закручивать стяжку. В этом второе преимущество – быстрота монтажа.

Главное преимущество талрепа гак-гак в его универсальности

И еще устройство гак-гак удобно тем, что у стягиваемых объектов можно заранее подготовить хороший прочный и даже неразборный фиксатор. При этом вовсе необязательно, чтобы во время этих работ стяжка крюк-крюк была под рукой для примеривания. И последнее преимущество – этот талреп, когда уже не нужен, всегда снимается без лишних манипуляций. Не надо ничего расклепывать, откручивать, разваривать, расплетать или развязывать.

Недостатки у этого талрепа тоже из-за крюков:

  • уступает по допустимой нагрузке изделиям типа кольцо-кольцо и вилка-вилка;
  • в начале установки стяжки, пока есть слабина (провисание, например, тросов), крюки могут соскакивать (выскальзывать) с фиксаторов прикрепляемого объекта.

Талрепы крюк-крюк М8, М10, M12, M14, M16 практически без ограничений можно применять во всех случаях, когда нагрузка на них небольшая, в том числе для любых бытовых нужд. Самые мелкие – M5 и M6 – обычно используют для натягивания бельевых веревок, струн занавесов и штор, а также различных слабонагруженных тросиков.

Как выбирать размер талрепа крюк-крюк?

Определяющими параметрами считаются требуемая грузоподъёмность талрепа (она должна быть с запасом в 500…900% , что зависит от вида фиксируемого предмета) и размер узла. DIN 1480 устанавливает три типоразмера талрепов крюк-крюк, которые различаются диаметром резьбы на хвостовике крюка:

  • Исполнение С: резьба до М8, длина муфты 110 мм, рекомендуемая нагрузка – не выше 200 кг;
  • Исполнение В: резьба от М10 до М16, длина муфты 140 мм, рекомендуемая нагрузка – не выше 1000 кг;
  • Исполнение А: резьба от М18 до М30, длина муфты 260 мм, рекомендуемая нагрузка – не выше 3000 кг;

Талрепы исполнения С могут иметь гнутую конструкцию муфты, которая изготовлена из толстолистового проката, остальные типоразмеры должны снабжаться штампованной или сварной муфтой.

Литые талрепные муфты в данных конструкциях не используются. Это связано со следующими особенностями фиксирующей системы крюк-крюк:

  • Зев крюка всегда открыт, что при внецентренных нагрузках может вызвать отклонение растягивающего усилия от оси талрепа. Возникают напряжения, изгиба, к которым литые детали особенно чувствительны;
  • Удельный вес штампованных (и, тем более – сварных) муфт значительно меньше, чем литых. Учитывая то, что масса талрепа крюк-крюк и без того максимальная из всех конструкций муфтовых талрепов, дальнейшее увеличение собственного веса такелажного узла недопустимо;
  • С ростом габаритов литой муфты увеличивается неоднородность её макроструктуры, что вынуждает изготовителя использовать более сложные и дорогие технологические процессы литья. Себестоимость конечного изделия при этом возрастает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий