Башенный кран

Технические характеристики

От производительности и мощности техники зависит скорость выполнения работ. Цикл работы механизма состоит из следующих операций:

  • захват материала;
  • перемещение в нужную точку;
  • выгрузка;
  • возврат в исходное положение.

Кран может иметь поворотную и неповоротную башню. Последний вид также подразделяется на телескопический, наращиваемый и подращиваемый подвиды.

Подъемная строительная техника башенного типа обладает такими характеристиками:

  • вылет рабочего органа – до сорока метров;
  • высота подъема груза – до 150;
  • скорость подъема материалов в минуту – от 10 до 100 м;
  • количество оборотов крановой конструкции в минуту – от 0,2 до 1;
  • скорость передвижения за минуту – от 10 до 30 метров;
  • грузоподъемность при максимальном вылете стреловой конструкции – от 2 до 10 т.

В зависимости от разновидностей техники, представленных на отечественном рынке в большом разнообразии, параметры могут варьироваться. Производительность будет зависеть от уровня выдержки ветровой нагрузки, грузового момента, количества секций башни.

Как выбрать

Выбор агрегата зависит от марки и рабочих показателей модели

При подборе башенного крана обращают внимание на его индексацию

Условное обозначение выглядит следующим образом: КБ1-234.567, где

  • КБ — кран башенный, КЕМ — кран башенный модульный, КБР — кран башенный для технических работ, КБГ — кран башенный для гидротехнического строительства;
  • 1 — функциональные особенности Г, Р, М;
  • 2 — размерная группа от 0 до 9 с грузовым моментом, в т*м;
  • 3, 4 — порядковый номер базовой комплектации (01…69 — с башней поворотного типа, 71…99 — с неповоротной частью);
  • 5 — модернизация А, Б, В;
  • 6 — климатическое исполнение.

Согласно статье 358 Налогового кодекса России, краны подпадают под понятие транспортного средства, поэтому облагаются транспортным налогом.

Базовые системы

Механика крана предполагает наличие трех базовых систем, с помощью которых возможны все движения грузоподъемного оборудования – это лебедки, блоки и полиспасты. Они позволяют осуществлять:

  • Поворот и передвижение башни;
  • Подъем и спуск стрелы в вертикальном направлении;
  • Изменение вылета по горизонтали, либо передвижение грузовой телеги.

Для захвата груза используется крюковая обойма, зафиксированная на стальном тросе. Трос перемещается за счет работы лебедки через блок на грузовой тележке, обеспечивая подъем на нужную высоту. Также лебедка отвечает за перемещение самой тележки. Поворот конструкции осуществляется за счет устройства опорно-поворотного, которое передает опрокидывающие нагрузки и вертикальные нагрузки на фиксированную часть рамы.

Классификация кранов в зависимости от опоры

Достаточно часто при выделении различных видов башенных кранов применяется такая особенность, как опора:

  • Передвижные. Данный вид башенных кранов характеризуется возможностью установки под раму передвижной оси с колесами или рельсовым ходом. Во время транспортировки кран не разбирается, достаточно снять противовесы.
  • Приставные. Ходовая у таких башенных кранов полностью отсутствует. Они монтируются на фундамент возводимого здания, а башня фиксируется по вертикали к несущим конструкциям здания.
  • Самоподъёмные. Такие краны устанавливаются в середине строения. Они имеют подъёмную обойму, которая опирается на перекрытия конструкции. Лебёдка помогает двигать башню вверх.
  • Cтационарные. Краны крепятся к фундаменту, но башня не фиксируется по вертикали.

Передвижные, стационарные, приставные и самоподъемные башенные краны

Кто производит гусеничные краны

Краны на гусеничном ходу производят как иностранные, так и отечественные компании. Среди иностранцев, представленных на рынке стран СНГ – американские, европейские и китайские гусеничные краны. Что касается производителей постсоветского пространства, тот тут остался только украинский Днепрокран и четыре российские компании.

Гусеничные краны отечественного производства

В России краны на гусеничном хожу выпускают несколько предприятий:

  • Клинцовский автокрановый завод
  • Челябинский механический завод
  • Раменский механический завод
  • АО Сокол

В линейке Клинцовский автокрановый завод (КАЗ) четыре модели кранов RDK двух типов – с решетчатой и телескопической стрелой, грузоподъёмностью от 36т до 55 тонн. Особенностью этих грузоподъёмных механизмов является то, что изначально они созданы немецкими конструкторами и являются лицензионными машинами. Они имеют телескопический привод гусеничных тележек, который позволяет увеличивать опорный контур раздвигая гусеничную базу. Это же, позволяет уменьшить габариты машины при перевозке.

Челябинский механический завод производит гусеничные краны ДЭК с решетчатой стрелой, которые могут поставляться в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъёмность предлагаемых машин от 25 т до 100 тонн. Кроме дизель-электрических, есть и дизель-гидравлическая модель.

Раменский механический завод выпускает две модели решетчатых кранов на гусеничном ходу – СКГ 505 и СКГ 631. Их грузоподъёмность 50 тонн и 63 тонны соответственно. Причём последний может поставляться в специальном исполнении и возможностью поднимать до 100 тонн груза.

ОАО Сокол производит железнодорожные краны. Одну из модификаций они установили на гусеничную вездеходную базу. В итоге получился кран с телескопической стрелой – Сокол-80М. Крановая поворотная часть имеет автономный силовой дизель, приводящий питающую насосную станцию, которая состоит из двух регулируемых гидронасосов, подающих силовое давление, и одного нерегулируемого, подающего давление управления — это позволяет совмещать рабочие операции.

Не так давно, крановое оборудование на гусеничную базу устанавливали ещё два предприятия – Юргинский машзавод и Ульяновский механический завод. Теперь, к сожалению, данные предприятие эту продукцию не производят.

Зарубежные производители гусеничных кранов

Самой известной в России компанией по производству мини-кранов на гусеничном ходу является, пожалуй, японская Maeda. Самый маленький «паук» с телескопической стрелой поднимает меньше 1 тонны, в то время как флагман линейки компании больше похож на экскаватор с бульдозерным отвалом и имеет грузоподъёмность 8,1 тонна.

Один из ведущих производителей крановой техники – Manitowoc – также имеет в своей линейке машины на гусеницах. Модельный ряд покрывает грузоподъёмный диапазон от 100 т до 2300 тонн. Машины с решетчатыми стрелами оснащаются патентованной системой управления EPIC/Can-Bus.

Сопоставимую по грузоподъёмности линейку моделей гусеничных кранов представляет компания Liebherr. На выставке bauma 2019 в Мюнхене компания представила новинку – 300-тонный кран LR 1300.1 SX, который сразу с мероприятия отправился к покупателю. Максимальной грузоподъёмностью среди кранов Liebherr обладает LR 13000, она составляет 3 000 тонн.

Активно начали осваивать рынок строительных кранов на гусеницах китайские производители. На Российский рынок поставляются модели от 50 до 1600 тонн корпорации Sany, XCMG и других компаний из Поднебесной. Кстати, корпорация Sany в 2012 году представила топовую модель гусеничного крана с решетчатой стрелой грузоподъёмностью свыше 3 000 тонн, нацелившись на рекорд самого большого в мире гусеничного крана — Terex Demag CC 8800-1 Twin с двумя стрелами.

Помимо указанных компаний, краны на гусеничном ходу производят Demag, Hitachi (Sumitomo), Link Belt, Favelle Favco и другие.

Поделиться

Особенности автомобильных кранов

Внешне этот железный механизм выглядит, как самоходная машина со стреловым оборудованием для поднятия различных грузов. В качестве базы используется шасси грузового автомобиля, реже специальные автоплатформы. Даже при таком большом количестве экземпляров устройство автокранов преимущественно схожее.

Вот их главные плюсы:

  • высокая маневренность и автономность;
  • быстрая разборка и сборка автокрана;
  • возможность замены стрелы в зависимости от типа выполняемых работ;
  • небольшие размеры;
  • высокая скорость движения;
  • водитель одновременно может выполнять функции крановщика.

Типы механизмов

Сегодня есть три типа смесителей: устройства-елочки, однорычажные и термостатические. Елочка – это пара кран-букс, размещающиеся в одном теле. Они изготовляются с диском из керамики либо с резиновой прокладкой. Вентили контролируют пропуск воды, напор, урегулируют температуру.

При приобретении подобной конструкции необходимо обследовать качество соединения деталей: часто бывает, что плохие установки не полностью преграждают воду либо имеют вентили, которые кружатся в различные края без смысла. Вторые конструкции содержат в себе пару полимерных пластинок либо слоев, интервал между ними можно регулировать при помощи рычага.

Термостатические конструкции для ванной и душа самые дорогостоящие, они разрешают отрегулировать необходимую температуру, и это не зависит от давления и теплоты воды. У таких приборов есть система безопасности, не допускающая, чтобы вода была очень теплой или холодной.

Самым верным и надежным материалом для выпуска тела конструкции можно называть латунь, которая изготовляется из сплава меди и цинка. На верх нее часто накладывают гальванический слой. Другие запчасти лучше покупать из нержавейки – она не сильно подвергается ненужным осадкам, которые копятся в трубах.

Классификация

Башенные краны классифицируются по следующим показателям:

  • области решаемых задач и сфере применения;
  • грузоподъёмности;
  • типу смонтированной башни;
  • виду установленной стрелы;
  • виду ходовой части;
  • мобильности.

Основными сферами применения являются:

  • строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
  • погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.

Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.

По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.

В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию

По типу башни

Для современных изделий применяют следующие виды башен:

  • постоянной длины;
  • телескопические;
  • подращиваемые снизу;
  • с изменяемым углом поворота.

Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.

По типу стрелы

У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:

  • подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
  • система балочного типа;
  • шарниросочленённая конструкция.

В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.

У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.

Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.

По способу установки

Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:

  • стационарное;
  • самоподъёмное;
  • передвижное.

К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.

К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.

По типу ходового механизма

Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:

  • автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
  • гусеничные;
  • рельсовые;
  • шагающие;
  • пневмоколёсные.

Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.

Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.

Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.

Подготовка к установке

Установка любой тяжелой спецтехники возможна только на подготовленной площадке. Поэтому, прежде чем узнать, как собирают на стройке кран, следует рассмотреть подготовительные работы. Площадка должна быть выровнена и расчищена от строительного мусора и пр., а также огорожена в соответствии с правилами. Если речь идёт о рельсовой технике, то сначала на предварительно забетонированном участке прокладываются подкрановые пути (наземные или надземные в зависимости от размера крана и условий строительства). С обеих сторон рельсы снабжаются ограничителями движения.

Все манипуляции с деталями производят автокраном либо, при наличии в районе монтажа железнодорожных путей, железнодорожным краном. По окончании установки производят обкатку всех механизмов, после чего кран испытывают под нагрузкой. Только после этого можно вводить технику в эксплуатацию.

Обязательно почитайте: Технические характеристики гусеничного крана ДЭК-251

Характеристики основных составляющих

Башня КБ-403 поворотная, что делает кран удобным в использовании на любой строительной площадке. Решетчатая конструкция башни максимально облегчает его общий вес. В отличие от предшествующих моделей, головная секция башни здесь является разборной.

Башня крана КБ-403

Стрела башенного крана – балочная, имеет классическую трехгранную ферму, состоит из секций, которые крепятся друг к другу фланцевыми соединениями. Вылет стрелы можно менять с помощью ее наклона или перемещением грузовой тележки.

Стрела КБ 403

Грузовая тележка передвигается вдоль всей длины стрелы и применяется для подъема и перемещения грузов на строительной площадке. Для этого конструкция тележки снабжена тросами.

Грузовая тележка КБ-403

Поворотная платформа также имеет некоторые отличия от старых моделей. Механизм поворота башни КБ-403 представляет собой роликовый круг диаметром в 2,5 метра. На плоскость поворотной платформы монтируется портал. Сзади поперечная балка оснащена тягами, к которым крепится система блоков стрелового полиспаста. На поперечных балках размещаются плиты-противовесы массой в 30 тонн. Сбоку находятся шкафы с пускателем и контролерами. В качестве опоры поворотной платформы используют ходовую раму.

Портал необходим для наращивания секций башни. Устройство крана КБ-403 предусматривает наращивание инвентарных секций в количестве от двух до пяти единиц, что позволяет поднять стрелу на максимальную высоту уровня шестнадцатиэтажного дома. Портал может быть открыт для приема секций как сверху, так и снизу.

Канатная система башенного агрегата оснащена системами блоков (полиспастами).

Особенность кабины

Кабина – основной пункт управления башенным краном. Здесь расположены контролеры, рычаги и переключатели, отвечающие за подъем-опускание стрелы, движение тележки, операции с крюком и другие функции. Отлично остекленная кабина КБ-403 позволяет машинисту без помех наблюдать за работой и контролировать ситуацию. Для комфортной работы внутренняя обшивка кабины снижает вибрацию крана и блокирует внешние шумы.

В наружной части кабины используется антикоррозийный защитный слой, благодаря которому модуль не боится капризов природы. Для работы в холодное время года кабина башенного крана снабжается системой обогрева.

Система безопасности

Устройство безопасности не даст произойти аварии. Кран башенный КБ-403 снабжен всеми необходимыми датчиками и другими измерительными приборами, которые вовремя среагируют на недопустимый вес поднимаемого груза и предупредят машиниста об этом с помощью звукового сигнала. Система самостоятельно заблокирует дальнейший подъем стрелы или крюковой обоймы во избежание опасной ситуации.

Башенный кран: назначение, принцип работы, классификация

Это поворотная грузоподъемная машина стрелкового типа, доля которой в парке современного передвижного оборудования достигает 18%. Согласно истории, первый башенный кран спроектировал инженер Юлиус Вольф, в 1913 году. Предложенная им модель в 1928-м была оснащена балочной стрелой, позже доработана и в 1952-м — еще и поворотной.Конструкция этих машин постоянно улучшалась в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.Назначение башенного крана — обеспечивать производительность погрузочно-разгрузочных операций на полигонах и строительных площадках, складах различной площади. И со временем эти задачи нужно было решать быстрее и безопаснее, при все увеличивающихся весах.

Вот устройство башенных кранов и улучшалось: например, в СССР к 1960 году их надежность была повышена на 50% (по сравнению с первой советской моделью, появившейся в 1936 году). И если до Второй Мировой они выпускались неспециализированно, то после их стали производить отдельные заводы. К 1960 году таких предприятий стало 28. А к 1980 году машины V-VI размерных групп, например, КБ-504 или КБ-675 уже отличались рабочей высотой до 150-180 м и максимально возможной грузоподъемностью до 40-50 т (по сравнению с 30 м и 1,5 т первых моделей).

Устройство башенного крана и принцип его работы

У любой современной модели есть пятерка ключевых составных частей:

  • Башня — верхне- или нижнеповоротная телескопическая или решетчатая трубчатая конструкция. В современных моделях может быть наращиваемого или подращиваемого типа, складываться (демонтаж производится прямо на объекте) или не разбираться.
  • Рабочая стрела — конструкция подъемного, балочного или шарнирно-сочлененного типа, оснащенная грузовой тележкой, сделанная из труб, либо уголков, либо профилей. Выделяют два ее типа — молотовидный и подвесной.
  • Опорная часть — несущая на себе все вертикальные и опрокидывающие нагрузки, поэтому к ее надежности предъявляются повышенные требования.
  • Ходовое устройство — механизм, обеспечивающий перемещение и повороты башенного крана. На практике это рельсовая или, реже, шагающая конструкция.
  • Кабина управления — рабочее пространство для оператора, отдающего команды.

С помощью 3 типов механизмов — можно выделить блоки, лебедки, полиспасты — выполняются основные операции: в общем случае они сводятся к передвижению и поворотам башенного крана, к вертикальной работе, то есть к подъему и опусканию стрелы, а также к горизонтальной — изменению ее вылета, либо перемещению грузовой тележки. Оператор из кабины отдает соответствующие команды.

Так, для поворота ОПУ (опорно-поворотное устройство) передает на ходовую раму (неподвижная часть) определенные вертикальные и опрокидывающие нагрузки. Груз захватывает крюковая обойма, закрепленная на канате, и при помощи лебедки выполняется его перемещение вверх-вниз, до рабочей высоты. Вылет стрелы тоже просто регулируется — ее опусканием и подъемом, а также перемещением грузовой тележки вдоль нее.

По назначению:

  • Общего назначения — для решения гражданских и общепромышленных задач, чаще всего, строительства;
  • Специальные — для эффективного проведения работ повышенной сложности;
  • Высотные (самоподъемные, ползучие, приставные) — для задач, решаемых на большой высоте;
  • Погрузчики — востребованы при высокопроизводительной работе, обычно актуальны на крупных складах.

По возможности перемещения:

  • Стационарные — могут быть универсальными или приставными;
  • Передвижные — могут быть прицепными или самоходными;
  • Самоподъемные — монтируемые прямо сверху возводимого объекта.

По типу ходового устройства:

  • На гусеницах
  • На пневмоколесах
  • На рельсах
  • На шасси
  • Шагающие
  • Автомобильные

Также нужно отметить, что по своим конструктивным особенностям актуальные сегодня линейки башенных кранов могут быть классическими, безоголовочными и быстромонтируемыми.

Классификация достаточно обширна, поэтому в отношении всех моделей проводится индексация. Башенные краны, в зависимости от их роли и исполнения, маркируются по группам. Причем с таким расчетом, что внутри каждой — похожие сборочные единицы, общие принципиальные схемы, унифицированные или даже аналогичные блок-модули. Таким образом почти каждая характеристика башенного крана, независимо от его производителя, заранее определена, что облегчает его выбор, эксплуатацию и ремонт.

o-cranes.ru

Конструкция и технические характеристики

Конструктивно гусеничный кран состоит из двух частей – ходовая и поворотная. Нижняя, ходовая часть, представляет собой базовую гусеничную тележку для перемещения машины. На ней устанавливается опорно-поворотное устройство (ОПУ), которое и позволяет краны вращаться вокруг своей оси.

На неё монтируется сама крановая установка: лебедки, механизм вращения, генераторная группы, дизель-электрический агрегат, монтажная стойка, кабина, стреловое или башенно-стреловое оборудование, крюковая обойма, противовесы. В зависимости от назначения техники, применяют разные виды навесного оборудования.

Универсальные краны на гусеничном ходу используют, как правило, гибридную дизель-электрическую силовую установку, состоящую из дизельного двигателя и генератора переменного тока. Дизель-электрические краны могут работать как от установленного на них дизель генератора, так и от внешней сети напряжением 380В (400В). Современные модели используют гидропривод.

Мини краны в основном агрегатируются дизельными моторами.

Что касается технических характеристик, стоит отметить основные для всех кранов данного типа:

  • скорость перемещения составляет 1-10 км/ч;
  • скорость вращения вокруг своей оси – 1-4 оборота в минуту;
  • давление на грунт 0,1 Мпа
  • длина стремы может превышать 100 м.

Расшифровка индексов башенных кранов

по ГОСТ 13555-79 «Краны башенные строительные»

КБ – кран башенный; КБМ – кран башенный модульной системы; КБГС – кран башенный для гидротехнического строительства; КБР – кран башенный для ремонтных целей.

Первая цифра – обозначает размерную группу по грузовому моменту: 1ая – 25 тм; 2ая – 60 тм; 3ая – 100 тм; 4ая – 160 тм; 5ая – 250 тм; 6ая – 400 тм; 7ая – 630 тм; 8ая – 1000 тм; 9ая – более 1000 тм.

Вторая и третья цифры – порядковый номер регистрации кранов, различает тип башни: от 01 до 69 – краны оборудованные поворотной башней. от 71 до 99 – краны оборудованные неповоротной башней.

Далее после точки ставится номер исполнения крана, например «.24», отличающегося от базовой модели техническими характеристиками (в базовом исполнение номер «.0» не указывается). После номера исполнения, литерами А, Б, В,… указывается очередная модификация (А – первая, Б – вторая).

Дальше указывают для эксплуатации в каких климатических условиях выполнен кран – его климатическое исполнение. Существуют следующая индексация (для умеренного климата индекс не ставится): Т – тропическое; ТВ – тропическое влажное; ХЛ – холодное (Районы Крайнего Севера, до −60 градусов).

Классификация строительных кранов

По назначению выделяют:

  • Краны общего назначения: для гражданского и промыш­ленного строительства.
  • Специальные краны: для промышленного строительства
  • Высотные краны: самоподъёмные, ползучие и приставные краны
  • Краны-погрузчики: для складов, баз и полигонов 

По возможности перемещения различают:

  • Стационарные – краны, закрепленные на фундаменте или на другом неподвижном основании, например КБ-573. При большой высоте для повышения прочности и устойчивости стационарные краны дополнительно крепят к возводимому сооружению. В этом случае их называют приставными. Приставной кран, оборудованный ходовым устройством, который до определенной высоты может работать как передвижной называется универсальным.
  • Самоподъёмные – краны, устанавливаемые на возводимом сооружении и перемещающиеся вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения сооружения.
  • Передвижные – краны, передвигающиеся по рабочей площадке. Передвижные краны, оборудованные собственным приводом для передвижения при работе и транспортировании, называются самоходными. Передвижные краны, перемещаемые при транспортировании тягачом, называются прицепными.

В качестве ходового устройства в передвижных башенных кранах применяют:

  • Автомобильные
  • Пневмоколёсные
  • Гусеничные
  • Рельсовые
  • Шагающие
  • Шасси автомобильного типа

По типу башни:

  • с неповоротной башней, например КБ-674, опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. При этом поворотная часть крана состоит из стрелы, поворотного оголовка и противовесной консоли с размещенными на ней лебедками, механизмом поворота и противовесом, служащим для уравновешивания крана при работе.
  • с поворотной башней, например КБ-401А, опорно-поворотное устройство, как правило, размещено внизу, непосредственно на ходовой части крана или портале. В этом случае поворотная часть включает в себя стрелу, башню с оголовком и распоркой, поворотную платформу, с размещенными на ней грузовой и стреловой лебедками, механизмом поворота и плитами противовеса.

По типу стрелы:

  • с подъемной стрелой, например КБ-405. Груз подвешивают к концу стрелы. Изменение вылета (подъем стрелы) в этом случае осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира.
  • с балочной стрелой, например КБ-403, КБ-503, КБ-674. Груз подвешивают к грузовой тележке, которая перемещается по направляющим балкам стрелы изменяя вылет.

Классификация кранового оборудования

Башенные краны классифицируют по нескольким признакам.

По целевому назначению:

  • Общего использования – для строительства промышленных и гражданских объектов среднего уровня сложности.
  • Специального применения – для решения задач высокой сложности.
  • Высотные краны, способные работать на большой высоте при возведении небоскребов. Они бывают самоподъемные, приставные и ползучие.
  • Крановые погрузчики – чаще двухстоечные системы (козловой кран), установленные на рельсовые направляющие для перемещения. Их интенсивно используют на крупных производственных складах.

По свободе перемещения:

  • Стационарного типа – делятся на приставные и универсальные модели.
  • Передвижные – транспортируемые прицепным способом либо на самоходной основе.
  • Самоподъемное оборудование, которое крепится на вершине возводимого строения.

По устройству ходового механизма:

  • Гусеничные;
  • На колесах пневматических;
  • На роликах по рельсовой трассе;
  • На шасси;
  • Краны шагающие;
  • На базе автомобилей.

Кроме этого, конструкции современной крановой техники бывают классическими, быстрого монтажа и безоголовочными.

Учитывая исполнение башенных кранов и роль их применения, оборудование объединяют в группы. Внутри этих групп модели могут иметь идентичные сборочные единицы, похожие принципиальные схемы и типовые блок-модули. Такой подход значительно облегчает задачу выбора нужного агрегата потребителем среди разных производителей. Также упрощается обслуживание крановой техники.

Как устроен кран, его принцип действия

Башню решетчатую. На основе трубок или телескопическую с поворотом внизу, вверху вертикальной части конструкции. Среди моделей, которые выпускают в наше время, бывает оборудование с наращиваемой или подращиваемой складной башней (с возможностью демонтажа на объекте) и неразборное.

Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.


Устройство башенного крана

Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.

Несущую опору. Удерживает весь кран. Она располагается в основании башни и противостоит всем опрокидывающим нагрузкам, обладает повышенной прочностью и надежностью.

Устройство перемещения (ходовая). Она отвечает за перемещение всей конструкции башенного крана и его разворота. Бывает с применением разных опорно-движущих элементов.

Кабина оператора. Из нее происходит управление всеми типами механизмов, ответственных за работу узлов оборудования.

Классификация

Башенные краны классифицируются по следующим показателям:

  • области решаемых задач и сфере применения;
  • грузоподъёмности;
  • типу смонтированной башни;
  • виду установленной стрелы;
  • виду ходовой части;
  • мобильности.

Основными сферами применения являются:

  • строительство объектов различного назначения (жилые дома, промышленные объекты, гидротехнические сооружения и много другое);
  • погрузка, разгрузка, перемещение груза к месту проведения работ.

Грузоподъёмность крана зависит от грузового момента, на который рассчитан данный агрегат. Например, для грузового момента, равного 10 тм, грузоподъёмность составляет 15 т, для 40 тм она уже достигает 80 т, а при 120 тм общая грузоподъёмность равна 250 т.

По мобильности такой механизм бывает стационарный или передвижной. Степень его передвижения зависит от вида ходовой части.

В зависимости от конструкции каждый кран имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства определяются техническими характеристиками, которые указывает производитель. К недостаткам относятся те ограничения, при которых кран не в состоянии выполнять свои функции. Обычно это связано с грузоподъёмностью, мобильностью, величиной финансовых затрат на его эксплуатацию

По типу башни

Для современных изделий применяют следующие виды башен:

  • постоянной длины;
  • телескопические;
  • подращиваемые снизу;
  • с изменяемым углом поворота.

Первый тип имеет фиксированную высоту. Её устанавливают в вертикальное положение с последующей фиксацией. Башенный кран с поворотной башней способен производить вращение вокруг своей оси.

По типу стрелы

У современных агрегатов имеются следующие типы таких устройств:

  • подъёмная стрела (позволяет изменять угол подъёма);
  • система балочного типа;
  • шарниросочленённая конструкция.

В первом типе вылет стрелы регулируется в горизонтальной плоскости с помощью поворота относительно шарнира. Они обладают высокой манёвренностью, грузоподъёмностью и большую высоту подъёма. Их достаточно легко транспортировать.

У балочных конструкций вылет стрелы регулируется благодаря перемещению тележки, оснащённой прицепным устройством. Это значительно усложняет конструкцию и увеличивает вес. Однако в этом случае увеличивается величина рабочей зоны.

Последний вид агрегатов обладает высокой универсальностью. Они способны осуществлять регулировку величины вылета стрелы обоими способами (увеличением угла подъёма и длины горизонтальной направляющей). Это расширяет их возможности, но значительно увеличивает их стоимость.

По способу установки

Типы башенных кранов имеют следующее исполнение:

  • стационарное;
  • самоподъёмное;
  • передвижное.

К первой категории относятся механизмы, которые устанавливаются в заранее определённом месте. Без возможности перемещения. Они в основном применяются на строительных объектах.

К передвижным кранам относятся все агрегаты, оснащенные ходовой частью. Они обладают хорошей манёвренностью, что повышает их эксплуатационные возможности.

По типу ходового механизма

Для передвижных применяются различные типы ходовых устройств. Наиболее эффективными считаются:

  • автомобильные и шасси на основе колёсных тележек;
  • гусеничные;
  • рельсовые;
  • шагающие;
  • пневмоколёсные.

Изделия на автомобилях или автомобильных шасси применяются для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъёма грузов небольшой массы на строительных площадках или логистических центрах. Башня опирается на автомобильное шасси, что позволяет достаточно легко перемещать такой механизм на большие расстояния. При необходимости проведения подобных работ на необорудованных площадках или мягком грунте применяют ходовую часть на гусеничном ходу. Они обладают меньшей подвижностью, но большей проходимостью.

Одним из оригинальных ходовых устройств, для тяжёлых механизмов, считается так называемая шагающая система. Она объединяет рельсовую конструкцию с элементами специальной опоры. Она выполнена в форме нескольких цилиндрических опорных башмаков. Перемещение всего агрегата производится с помощью электрических двигателей, приводящих в движение колёсную систему. В некоторых конструкциях в качестве двигательного механизма применяется опорная плита и две лыжи.

Наибольшее распространение получили башенные краны, движущиеся по рельсам. Их укладывают на незначительном удалении от строящегося объекта с таким условием, чтобы можно было обеспечить подъём, опускание, перемещение груза по всей строительной площадке. Расширения возможностей производится благодаря установленным рельсовым подъездным путям. Движение осуществляется с помощью электрического двигателя, приводящего в движение колёсную тележку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий