Передаточное число редуктора

Как рассчитать передаточное число

Шестерня и колесо имеют разное количество зубов с одинаковым модулем и пропорциональный размер диаметров. Передаточное число показывает, сколько оборотов совершит ведущая деталь, чтобы провернуть ведомую на полный круг. Зубчатые передачи имеют жесткое соединение. Передающееся количество оборотов в них не меняется. Это негативно сказывается на работе узла в условиях перегрузок и запыленности. Зубец не может проскользнуть, как ремень по шкиву и ломается.

Расчет без учета сопротивления

В расчете передаточного числа шестерен используют количество зубьев на каждой детали или их радиусы.

Где u12 – передаточное число шестерни и колеса;

Z2 и Z1 – соответственно количество зубьев ведомого колеса и ведущей шестерни.

Знак «+» ставится, если направление вращения не меняется. Это относится к планетарным редукторам и зубчатым передачам с нарезкой зубцов по внутреннему диаметру колеса. При наличии паразиток – промежуточных деталей, располагающихся между ведущей шестерней и зубчатым венцом, направление вращения изменяется, как и при наружном соединении. В этих случаях в формуле ставится «–».

При наружном соединении двух деталей посредством расположенной между ними паразитки, передаточное число вычисляется как соотношение количества зубьев колеса и шестерни со знаком «+». Паразитка в расчетах не участвует, только меняет направление, и соответственно знак перед формулой.

Обычно положительным считается направление движения по часовой стрелке. Знак играет большую роль при расчетах многоступенчатых редукторов. Определяется передаточное число каждой передачи отдельно по порядку расположения их в кинематической цепи. Знак сразу показывает направление вращения выходного вала и рабочего узла, без дополнительного составления схем.

Вычисление передаточного числа редуктора с несколькими зацеплениями – многоступенчатого, определяется как произведение передаточных чисел и вычисляется по формуле:

Зубчатое зацепление жесткое. Детали не могут проскальзывать относительно друг друга, как в ременной передаче и менять соотношение количества вращений. Поэтому на выходе обороты не изменяются, не зависят от перегруза. Верным получается расчет скорости угловой и количества оборотов.

КПД зубчатой передачи

Для реального расчета передаточного отношения, следует учитывать дополнительные факторы. Формула действительна для угловой скорости, что касается момента силы и мощности, то они в реальном редукторе значительно меньше. Их величину уменьшает сопротивление передаточных моментов:

  • трение соприкасаемых поверхностей;
  • изгиб и скручивание деталей под воздействием силы и сопротивление деформации;
  • потери на шпонках и шлицах;
  • трение в подшипниках.

Для каждого вида соединения, подшипника и узла имеются свои корректирующие коэффициенты. Они включаются в формулу. Конструктора не делают расчеты по изгибу каждой шпонки и подшипника. В справочнике имеются все необходимые коэффициенты. При необходимости их можно рассчитать. Формулы простотой не отличаются. В них используются элементы высшей математики. В основе расчетов способность и свойство хромо-никелевых сталей, их пластичность, сопротивление на растяжение, изгиб, излом и другие параметры, включая размеры детали.

Что касается подшипников, то в техническом справочнике, по которому их выбирают, указаны все данные для расчета их рабочего состояния.

При расчете мощности, основным из показателей зубчатых зацепления является пятно контакта, оно указывается в процентах и его размер имеет большое значение. Идеальную форму и касание по всей эвольвенте могут иметь только нарисованные зубья. На практике они изготавливаются с погрешностью в несколько сотых долей мм. Во время работы узла под нагрузкой на эвольвенте появляются пятна в местах воздействия деталей друг на друга. Чем больше площадь на поверхности зуба они занимают, тем лучше передается усилие при вращении.

Все коэффициенты объединяются вместе, и в результате получается значение КПД редуктора. Коэффициент полезного действия выражается в процентах. Он определяется соотношением мощности на входном и выходном валах. Чес больше зацеплений, соединений и подшипников, тем меньше КПД.

Классификация по основным признакам

Современные инженерно-технические стандарты предусматривают классификацию редукторов по следующим признакам:

  • конструкция используемой передачи;
  • пространственное расположение элементов;
  • конструктивное исполнение.

По пространственному расположению ключевых элементов эти устройства подразделяются на редукторы вертикального исполнения и традиционные горизонтальные. Конструктивное исполнение предусматривает два дополнительных вида: чистый механический редуктор, и редуктор с двигательной установкой (мотор-редуктор). Однако общепринятой классификацией редукторов считается таковая по типу используемого передаточного узла (передачи).

Это интересно: Болты — подробная классификация, маркировка, ГОСТы

Принцип работы редукторов

Так как в основе работы редуктора лежит передача и преобразование крутящего момента, основной характеристикой механических редукторов является тип механической передачи, которая в них используется.

Типы передач:

  • Цилиндрическая зубчатая передача – один из самых надежных и долговечных типов передач, обеспечивающий высокий ресурс использования. Как правило, применяется в редукторах с особо сложным режимом работы. Этот тип передач подразделяется на прямозубные передачи, косозубчатые и шевронные передачи;
  • Коническая зубчатая передача – в отличие от предыдущей имеет оси входных и выходных валов, которые пересекаются друг с другом. Роторы с такой передачей используются когда необходимо изменить направление передаваемой кинетической энергии;
  • Червячная передача – это механическая передача от винта («червяка») к зубчатому колесу. Имеют достаточно высокое передаточное отношение и относительно низкое КПД. Бывают однозаходные и многозаходные;
  • Гипоидная передача (спироидная) – использует для передачи конические колёса со скрещивающимися осями (колеса могут иметь косые или криволинейные зубья). Такой тип передачи отличается низким шумом работы, плавностью хода и высокой нагрузочной способностью;
  • Цепная передача – как понятно из названия, использует гибкую цепь для передачи механической энергии. Состоит из двух звёздочек (ведущей и ведомой) и цепи, состоящей, в свою очередь, из подвижных звеньев. Это один из самых универсальных, простых и экономичных типов передач;
  • Ремённая передача – передача энергии при помощи гибкого ремня за счет силы трения или сил зацепления (в случае с зубчатыми ремнями). Состоит из ведущего и ведомого шкивов, а также приводного ремня. К преимуществам можно отнести недорогую стоимость, бесшумность и плавность работы, а также легкий монтаж и компенсацию перегрузок за счет проскальзывания;
  • Винтовая передача – преобразует поступательное движение во вращательное, и наоборот. Как правило, представляет собой конструкцию, состоящую из винта и гайки. Бывает передача качения и скольжения. Эта передача чаще используется не для перемещения, а для закрепления. Применяется в регулировочных винтах, приводах исполнительных органов механизмов, различных инструментах;
  • Волновая передача – относительно новый тип передач, характеризующийся очень высоким передаточным отношением. Работает за счёт генерирования волн на гибком колесе, оснащенным меньшим количеством зубьев чем жесткое колесо, и смещения колесо относительно друг друга на разницу зубьев за один оборот. Среди достоинств – малый вес, высокая кинематическая точность, способность передачи момента через герметичные стенки.

Число ступеней редуктора

Как правило, редукторы, состоящие только из одной передачи, встречаются крайне редко. Такой тип редукторов называется одноступенчатым. Куда больше распространение получили двух-трех и многоступенчатые редукторы, причем в таких редукторах могут встречаться как передачи одного типа, так и несколько различных передач, комбинированных между собой. Общее передаточное отношение редуктора напрямую зависит от типа используемой передачи и количества ступеней. В некоторых механизмах количество ступеней может до десятков и сотен тысяч.

Валы редуктора

Размещение различных передач в одном корпусе редуктора позволяет разместить опоры валов с очень точно соблюдённой соосностью и строго выдержанными межосевыми расстояниями. Передача крутящего момента может осуществляться между параллельными, пересекающимися и даже перекрещивающимися валами. Взаимное расположение валов определяет, какой именно тип передачи будет использоваться в данном редукторе. Так, например, для передачи вращения между валами, расположенными параллельно используются цилиндрические зубчатые передачи. Если валы пересекаются – применяют конические зубчатые передачи, а в случае с перекрещивающимися валами оптимальным будет применение червячных, зубчато-винтовых и гипоидных передач. По количеству возможных скоростей выходного вала редукторы можно разделить на механизмы с постоянным показателем передаточного отношения (односкоростные редукторы), а также на двух – и многоскоростные редукторы, с возможностью изменения передаточного отношения.

Типы взрывозащищенного исполнения

Выделяют 3 основные категории редукторов и мотор-редукторов по классу взрывозащищенности:

  • Е – устройства с повышенной степенью защищенности. Пригодны для эксплуатации в любых условиях, в том числе при возникновении внештатных ситуаций. Благодаря высокой герметичности корпуса подходят для использования в средах взрывоопасных и горючих газов и газо-воздушных смесей без риска воспламенения последних;
  • D – мотор-редукторы со взрывонепроницаемым корпусом, неразрушимым в случае взрыва самого агрегата. Отличаются полной герметичностью оболочки и безопасностью, которая позволяет использовать их в средах любых взрывоопасных газов и смесей, а также при предельно высоких эксплуатационных температурах;
  • I – устройства с увеличенной искробезопасностью. Подразумевают поддержку взрывобезопасного тока в питающей цепи в соответствии с конкретными производственными условиями.

Как рассчитать передаточное число

Шестерня и колесо имеют разное количество зубов с одинаковым модулем и пропорциональный размер диаметров. Передаточное число показывает, сколько оборотов совершит ведущая деталь, чтобы провернуть ведомую на полный круг. Зубчатые передачи имеют жесткое соединение. Передающееся количество оборотов в них не меняется. Это негативно сказывается на работе узла в условиях перегрузок и запыленности. Зубец не может проскользнуть, как ремень по шкиву и ломается.

Расчет без учета сопротивления

В расчете передаточного числа шестерен используют количество зубьев на каждой детали или их радиусы.

u12 = ± Z2/Zи u21 = ± Z1/Z2,

Где u12 – передаточное число шестерни и колеса;

Z2 и Z1 – соответственно количество зубьев ведомого колеса и ведущей шестерни.

Знак «+» ставится, если направление вращения не меняется. Это относится к планетарным редукторам и зубчатым передачам с нарезкой зубцов по внутреннему диаметру колеса. При наличии паразиток – промежуточных деталей, располагающихся между ведущей шестерней и зубчатым венцом, направление вращения изменяется, как и при наружном соединении. В этих случаях в формуле ставится «–».

При наружном соединении двух деталей посредством расположенной между ними паразитки, передаточное число вычисляется как соотношение количества зубьев колеса и шестерни со знаком «+». Паразитка в расчетах не участвует, только меняет направление, и соответственно знак перед формулой.

Обычно положительным считается направление движения по часовой стрелке. Знак играет большую роль при расчетах многоступенчатых редукторов. Определяется передаточное число каждой передачи отдельно по порядку расположения их в кинематической цепи. Знак сразу показывает направление вращения выходного вала и рабочего узла, без дополнительного составления схем.

Вычисление передаточного числа редуктора с несколькими зацеплениями – многоступенчатого, определяется как произведение передаточных чисел и вычисляется по формуле:

u16 = u12×u23×u45×u56 = z2/z1×z3/z2×z5/z4×z6/z5 = z3/z1×z6/z4

Зубчатое зацепление жесткое. Детали не могут проскальзывать относительно друг друга, как в ременной передаче и менять соотношение количества вращений. Поэтому на выходе обороты не изменяются, не зависят от перегруза. Верным получается расчет скорости угловой и количества оборотов.

КПД зубчатой передачи

Для реального расчета передаточного отношения, следует учитывать дополнительные факторы. Формула действительна для угловой скорости, что касается момента силы и мощности, то они в реальном редукторе значительно меньше. Их величину уменьшает сопротивление передаточных моментов:

  • трение соприкасаемых поверхностей;
  • изгиб и скручивание деталей под воздействием силы и сопротивление деформации;
  • потери на шпонках и шлицах;
  • трение в подшипниках.

Для каждого вида соединения, подшипника и узла имеются свои корректирующие коэффициенты. Они включаются в формулу. Конструктора не делают расчеты по изгибу каждой шпонки и подшипника. В справочнике имеются все необходимые коэффициенты. При необходимости их можно рассчитать. Формулы простотой не отличаются. В них используются элементы высшей математики. В основе расчетов способность и свойства хромоникелевых сталей, их пластичность, сопротивление на растяжение, изгиб, излом и другие параметры, включая размеры детали.

Что касается подшипников, то в техническом справочнике, по которому их выбирают, указаны все данные для расчета их рабочего состояния.

При расчете мощности, основным из показателей зубчатых зацепления является пятно контакта, оно указывается в процентах и его размер имеет большое значение. Идеальную форму и касание по всей эвольвенте могут иметь только нарисованные зубья. На практике они изготавливаются с погрешностью в несколько сотых долей мм. Во время работы  узла под нагрузкой на эвольвенте появляются пятна в местах воздействия деталей друг на друга. Чем больше площадь на поверхности зуба они занимают, тем лучше передается усилие при вращении.

Все коэффициенты объединяются вместе, и в результате получается значение КПД редуктора. Коэффициент полезного действия выражается в процентах. Он определяется соотношением мощности на входном и выходном валах. Чем больше зацеплений, соединений и подшипников, тем меньше КПД.

Ставим редуктор с другим передаточным числом

Что будет, если заменяемый редуктор имеет отличные от установленного параметры? Для примера рассмотрим передаточные числа редукторов ВАЗ. Линейка агрегатов представлена четырьмя редукторами. Их числа укладываются в диапазон от 3,9 до 4,44.

Редуктор с числом 3,9 будет самым быстрым из семейства, а с числом 4,44 – самым тяговитым. Потому как в первом случае передаваемая входным валом мощность уменьшается только в 3,9 раза против 4,44. Получается, что если редуктор быстрее передает момент вращения, автомобиль становится более «шустрым». Если заменить редуктор на вариант с пониженным передаточным числом, машина медленнее разгоняется, но становится более проходимой и тяговитой.

Читать также: Контур заземления в частном доме своими руками

При установке редуктора с отличным от заводского числом в обязательном порядке следует проверять показания спидометра. Чаще всего он начинает привирать. Проблема может решаться регулировкой, а иногда приходится менять тросик спидометра. Самое сложное при работах по замене редуктора – это не снятие и установка, как может показаться изначально, а регулировка и настройка. Без грамотной регулировки даже правильно подобранный редуктор можно привести в негодность за несколько тысяч пробега.

Механизмы, использующие редукторный задний мост (кроме автомобилей)

Вся линейка задних приводов классических машин ВАЗ оснащена редукторами заднего моста, но не только она. Такие механизмы также содержатся в любом внедорожном автомобиле, оснащенным системой полного привода (это также касается полноприводных седанов повышенной проходимости, кроссоверов, спорт-купе). Причем машины, оснащенные полным приводом, содержат по меньшей мере два редуктора (для переднего и заднего мостов каждый).

ВАЗ 2103, как и вся «вазовская классика», является заднеприводным автомобилем: такое техническое решение считалось наиболее целесообразным на момент выпуска этой модели. В связи с этим возрастала роль заднего моста и одного из его ключевых компонентов — редуктора с установленной в нём главной передачей.

Мотор-редуктор


Высокая частота вращения вала электродвигателя в большинстве случаев не подходит для привода механизмов различного назначения на предприятиях легкой и тяжелой промышленности. Для снижения начальной скорости и достижения необходимой величины вращающего момента, достаточного для нормальной работы оборудования, требуется редуктор. Чтобы соединить его с приводным двигателем, нужно обеспечить максимальную соосность их валов и использовать упругие или компенсационные муфты. Поэтому монтаж редуктора и электродвигателя по отдельности требует особой тщательности и занимает больше времени.

Мотор-редуктор является удобным приводом, скомпонованным в заводских условиях и готовым для непосредственной установки на механизм. Использование редукторов с полым шлицевым входным валом позволяет добиться максимального совпадения соосности валов, а фланец на корпусе – простоты и надежности соединения с двигателем.

Характеристики мотор-редуктора

К основным характеристикам этого универсального привода относятся:

  • передаточное число;
  • частота вращения выходного вала, об/мин;
  • крутящий момент на выходном валу, Н*м;
  • допустимая радиальная нагрузка, Н.

Эти параметры необходимо знать, чтобы сделать правильный выбор нужного вида и типоразмера. Расчет мотор-редуктора выполняется с учетом типа нагрузки, требуемой величины крутящего усилия, продолжительности работы приводимого механизма в течение суток, а также количества его включений в час.


Классификация мотор-редукторов

При выборе нужного типа привода следует учитывать особенности редуктора, входящего в его компоновку.

Для планетарных механизмов характерен высокий коэффициент полезного действия (КПД), соосное расположение валов, возможность установки в вертикальном положении, высокие передаточные числа, компактные размеры и продолжительный срок эксплуатации.

Мотор-редуктор червячный отличается низким КПД, который компенсируется большой плавностью хода и способностью к самоторможению. В отличие от других типов приводных механизмов у данной модели отсутствует возможность реверсивного движения от выходного вала к входному.

Мотор-редукторы с цилиндрической передачей выпускаются как с параллельным, так и соосным расположением валов. Имеют самый высокий КПД среди всех типов редукторов. Использование двух и трехступенчатых моделей позволяет достичь высоких передаточных отношений. Такие приводные механизмы могут использоваться для работы в круглосуточном режиме.

Конический мотор-редуктор хорошо зарекомендовал себя в условиях работы с частыми пусками и остановами, в том числе с неравномерностью нагрузки на выходном валу. Для увеличения передаточного числа они обычно выпускаются в двухступенчатом исполнении в комбинации с цилиндрической передачей.


Мотор-редуктор применение

Сфера применения того или иного мотор-редуктора определяется типом нагрузки на зубчатую передачу, требуемой конечной скоростью и нагрузочной способностью.

Мотор-редуктор планетарный устанавливается на металлообрабатывающие станки, бетономешалки и смесители различных конструкций, а также на тельферы, кран-балки и другое грузоподъемное оборудование. В специальном исполнении применяются для комплектации буровых установок и дробилок.

Приводные механизмы с червячной передачей не предназначены для длительной эксплуатации в условиях больших нагрузок. Они хорошо подходят для циклической работы в кратковременном режиме. Такие мотор-редукторы устанавливаются на задвижки запорной арматуры, а также на небольших конвейерных системах и грузоподъемных устройствах.

Мотор-редуктор цилиндрический рассчитан на продолжительную работу, в том числе с периодическими перегрузками. Эти приводные устройства подходят для комплектации транспортерных установок, шредеров и измельчителей другого типа, валкового оборудования, подъемных механизмов и прочее.

Мотор-редукторы с конической передачей востребованы, когда требуется изменить направление вращения входного вала. Компактное исполнение позволяет использовать их для установки на оборудование в условиях недостатка свободного пространства. В отличие от червячных приводных механизмов конические мотор-редукторы не имеют способности к самоторможению.

Передаточное число редуктора — определение, типы редукторов, вычисление

Червячные редукторы относятся к классу наиболее распространенных редукторных механизмов. Благодаря оптимальной цене они востребованы как для оснащения быттехники, так и для комплектации тяжелого промышленного оборудования (такие передачи незаменимы в механизмах конвейерных систем).

Функции червячного агрегата сводятся к 2 базовым пунктам – преобразованию момента силы (наращиванию крутящего момента) и одновременному контролю (регулировке) угловых скоростей вращательного движения элементов двигателя. Плюсы – цена, способность сокращения передач и самоторможение. Устройство работает в диапазоне от 20 к 1 до 300 к 1 и более.

Общее определение

Редуктор, как конструкционный элемент, применяется в множестве механизмов. Это технический узел, необходимый для коррекции скорости вращения при передаче движения. Изобретение и распространение редукторов произошло во время развития двигателей разного типа. Это объясняется тем, что появилась необходимость превращать высокую оборотную скорость в усилие крутящего момента, или же наоборот. Для различных целей существует множество разновидностей редукторов, выбор которых играет важнейшую роль для нормального функционирования механизмов.

Передаточное отношение редуктора обозначается мультипликатором, который свидетельствует о типе механизма: понижающий он, или понижающий. Понижающие передаточные редукторы имеют мультипликатор больше 1, редуктор с передаточным числом менее 1 называется повышающим.

В автомобилях редуктора используются для перенаправления силового импульса на колеса с коробки передач, причем всегда скорость вращения снижается. Передаточное число — показатель того, во сколько раз скорость уменьшится. Если передаточное число равняется 4 — это означает, что крутящий момент, передающийся с редуктора на ось, в 4 раза меньше, чем скорость вращения трансмиссии.

Обычно такой механизм устанавливается на ведущую ось, если автомобиль является полноприводным, то устанавливаются два, по одному на каждую ось.

Редуктор не обязательно должен строго соответствовать установленным заводским параметрам, в некоторых случаях при поломке можно заменить на новый узел с меньшим или большим передаточным числом. Как проверить, какой механизм подойдет? Обычно можно делать замену на модели, в которых номинальное передаточное число отличаются не более чем на 0,5 в большую или меньшую сторону. Если взять, к примеру, редукторы автомобилей ВАЗ, есть возможность устанавливать 4 модели. Соответственно скорость работы редуктора уменьшается при увеличении передаточного числа.

Поэтому скорость автомобиля напрямую зависит от скорости работы редуктора, и с помощью замены этого узла можно сделать свой автомобиль более шустрым, например, поставив узел с передаточным числом 20.

При замене узла на модель с большим или меньшим числом, стоит позаботиться о правильной работе спидометра. Так как очень часто он начинает показывать некорректные показатели. Нужно либо заменить тросик, при серьезном сбое, либо просто отрегулировать спидометр.

Что удивительно, при замене редуктора, снять старый и установить новый это самое простое, сложнее всего все правильно отрегулировать и настроить, чтобы общее передаточное число соответствовало необходимым параметрам. Если это не удастся, то даже самый качественный редуктор может быстро выйти из строя.

Редукторы цилиндрические одноступенчатые типа Ц

Редукторы этого типа имеют межосевые расстояния от 800 до 1120 мм, предназначены для привода крупных машин для длительного режима эксплуатации и рассчитаны на передачу крутящего момента на тихоходном валу от 125 000 до 355 000 Н · м при передаточных числах от 1,6 до 6,3.

На листах 47, 48 показана конструкция редуктора Ц-800. Зубчатое зацепление — шевронное, шестерня откована вместе с валом, литое колесо насажено на вал с допусками прессовой посадки. В каждой опоре быстроходного вала установлено по два роликоподшипника с короткими цилиндрическими роликами. Безбортовые наружные кольца обеспечивают свободную установку шеврона шестерни по шеврону колеса.

При использовании двух одинаковых подшипников в одной опоре для равномерной загрузки необходимо проводить подбор по наименьшим отклонениям наружного диаметра и радиального зазора между телами качения и кольцами. Кольцо лабиринтного уплотнения торцевой поверхностью упирается в торец внутреннего кольца подшипника, с другой стороны два полукольца, установленные в канавке вала, с необходимой подгонкой по месту служат упором для лабиринтного кольца и вместе жестко крепят внутренние кольца подшипника и передают осевые силы на вал. Для удержания двух полуколец на них надевается сплошное кольцо, которое закрепляется болтами к лабиринтному кольцу, и головки болтов скрепляются проволокой.

Вал колеса установлен на двухрядных конических роликоподшипниках. Внутренние кольца от осевого смещения крепятся двумя полукольцами, закладываемыми в канавку вала, и охватываются специальной шайбой. Шайба закрепляется болтами, ввернутыми с торца вала. Два полукольца требуют слесарной подгонки при сборке редуктора, что обеспечивает плотное беззазорное соединение кольца подшипника и торца бурта вала.

Таблица 96

Габаритные и присоединительные размеры цилиндрических одноступенчатых редукторов типа Ц (лист 48), мм

Продолжение табл. 96

Таблица 97

Основные параметры зубчатых передач цилиндрических одно- и двухступенчатых редукторов типа Ц и Ц2Ш

Примечание. Z = 112 при и≤ 3,15, z = 126 при и > 3,151.

Течь масла по валу предотвращается лабиринтным уплотнением и отводом масла из полости между подшипниками и лабиринтным кольцом через отверстие в корпусе, через которое масло поступает в картер. В нижней части торцевой крышки осевого крепления наружного кольца подшипника против вертикального отверстия отвода смазки должен быть выполнен вырез для свободного прохода масла.

Корпус редуктора выполняется из чугуна, а в более ответственных случаях — из литой стали. К нижней части корпуса крепится на болтах сварной поддон, и к нему приваривается труба для отвода масла из картера. Верхняя часть корпуса состоит из двух частей толстой рамы и сварного кожуха. Рама на болтах крепится к нижней части корпуса и совместно с ним ведется расточка отверстий под подшипники. Сварной кожух крепится болтами к раме через фланец.

Централизованное смазывание зацепления и подшипников обеспечивается подачей охлажденного масла через отверстие, просверленное с торцевой стороны корпуса, масло через трубы подводится к брызгалу и при наличии отверстий распределяется по всей длине зацепления. Есть также индивидуальный подвод смазки к каждому подшипнику.

Габаритные размеры редукторов (лист 48) приведены в табл. 96. Основные параметры зубчатых Передач цилиндрических резисторов типа Ц приведены в табл. 97.

При применении зубчатых колес с z = 17 коэффициенты смещения исходного контура должны быть  x1=0,2; х2 = -0,2.

По основным параметрам рассчитывается число зубьев шестерни и колеса и фактическое передаточное число, которые даны в табл. 98.

В табл. 99 приведены крутящие моменты, передаваемые тихоходными валами, и предельная частота вращения быстроходного вала.

Значения крутящих моментов Тт приведены для шестерен из стали 35ХМ ГОСТ 4543-71 с твердостью 300…330 НВ и колес из стали 35ХМЛ с твердостью 260…290 НВ.

Таблица 98

Фактические передаточные числа и числа зубьев шестерен и колес в цилиндрических одноступенчатых редукторах типа Ц

Таблица 99

Крутящие моменты и предельная частота вращения в цилиндрических одноступенчатых горизонтальных редукторах типа Ц

Примечание. Тт — момент, передаваемый тихоходным валом; nБ — частота вращения быстроходного вала.

Методика выбора редукторов типа Ц такая же, как и у редукторов РЦО.

Расположение и размеры отверстий для подвода и отвода масла приведены в табл. 100.

В зависимости от типоразмера редуктора и передаточного числа в табл. 101 приведен расход масла при струйном смазывании.

Сорт масла при окружной скорости до 2,5 м/с — П-8п, свыше 2,5 и до 5 м/с авиационное МС-20, свыше 5 до 20 м/с-И-50А.

Блокировка редуктора заднего моста ВАЗ

На автомобилях ВАЗ 2101-07 заводская блокировка межосевого дифференциала не предусмотрена, но промышленностью уже выпускаются как дифференциалы с блокировкой, так и полностью собранные редукторы ЗМ. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются РЗМ с винтовой блокировкой, в них блокирование шестерен дифференциала происходит в зависимости от нагрузки. В таких редукторах заднего моста устанавливается муфта преднатяга, она связывает полуоси колес при определенном усилии, и выступает в качестве блокиратора.

Блокировка редуктора заднего моста ВАЗ дает преимущества:

  • повышает проходимость, позволяет не буксовать машине на сложных дорожных участках;
  • позволяет авто быстрее разгоняться на старте;
  • автомобиль увереннее проходит повороты.

Но у редукторов ЗМ с винтовой блокировкой есть и свои недостатки:

  • несколько увеличивается расход топлива;
  • при разгоне машина хуже управляется;
  • дифференциал и собранный редуктор с блокировкой стоит значительно дороже стандартных деталей (цена выше приблизительно в 2-2,5 раза).

Автовладельцам ВАЗ 2101-07 следует знать, что после установки РЗМ с блокировкой автомобиль не станет внедорожником, и по тяжелому бездорожью он передвигаться не сможет.

Энергия, которая призвана двигать машину вперед (или назад), создается на крутящемся коленвале мотора. Однако просто так передать эту энергию проблематично – колеса станут вращаться с такой скоростью, что машина станет неуправляемой. Решить эту проблему в машине с любым типом привода (передний или задний) призваны 2 механизма: редуктор заднего моста и коробка переключения передач.

На первый взгляд, одной КПП хватит за все глаза. Ведь если припомнить, то, например, мотоцикл действительно имеет трансмиссию, спроектированную без редуктора. С другой стороны, в любой машине независимо от типа привода ведущей является именно колесная пара – следовательно, есть потребность в использовании такого приспособления, каким и является редуктор моста. Он необходим для передачи крутящего усилия с одного вала на два других (входной и выходные валы соответственно).

Под редуктором заднего моста понимают железный корпус, который в действительности содержит 2 детали: непосредственно редукторный механизм, а также дифференциал (устройство, передающее момент кручения в требуемой пропорции). Редукторный механизм обеспечивает уменьшение частоты вращения выходных валов в сравнении со входным. Одним из видов такого редукторного механизма является т. н. демультипликатор – устройство, превращающее повышенную скорость входного вала в пониженную.

Общее определение

Редуктор, как конструкционный элемент, применяется в множестве механизмов. Это технический узел, необходимый для коррекции скорости вращения при передаче движения. Изобретение и распространение редукторов произошло во время развития двигателей разного типа. Это объясняется тем, что появилась необходимость превращать высокую оборотную скорость в усилие крутящего момента, или же наоборот. Для различных целей существует множество разновидностей редукторов, выбор которых играет важнейшую роль для нормального функционирования механизмов.

Передаточное отношение редуктора обозначается мультипликатором, который свидетельствует о типе механизма: понижающий он, или понижающий. Понижающие передаточные редукторы имеют мультипликатор больше 1, редуктор с передаточным числом менее 1 называется повышающим.

В автомобилях редуктора используются для перенаправления силового импульса на колеса с коробки передач, причем всегда скорость вращения снижается. Передаточное число — показатель того, во сколько раз скорость уменьшится. Если передаточное число равняется 4 — это означает, что крутящий момент, передающийся с редуктора на ось, в 4 раза меньше, чем скорость вращения трансмиссии.

Обычно такой механизм устанавливается на ведущую ось, если автомобиль является полноприводным, то устанавливаются два, по одному на каждую ось.

Редуктор не обязательно должен строго соответствовать установленным заводским параметрам, в некоторых случаях при поломке можно заменить на новый узел с меньшим или большим передаточным числом. Как проверить, какой механизм подойдет? Обычно можно делать замену на модели, в которых номинальное передаточное число отличаются не более чем на 0,5 в большую или меньшую сторону. Если взять, к примеру, редукторы автомобилей ВАЗ, есть возможность устанавливать 4 модели. Соответственно скорость работы редуктора уменьшается при увеличении передаточного числа.

Поэтому скорость автомобиля напрямую зависит от скорости работы редуктора, и с помощью замены этого узла можно сделать свой автомобиль более шустрым, например, поставив узел с передаточным числом 20.

При замене узла на модель с большим или меньшим числом, стоит позаботиться о правильной работе спидометра. Так как очень часто он начинает показывать некорректные показатели. Нужно либо заменить тросик, при серьезном сбое, либо просто отрегулировать спидометр.

Что удивительно, при замене редуктора, снять старый и установить новый это самое простое, сложнее всего все правильно отрегулировать и настроить, чтобы общее передаточное число соответствовало необходимым параметрам. Если это не удастся, то даже самый качественный редуктор может быстро выйти из строя.

Ремонт или замена, что лучше

Автовладельцы вазовской классики часто не могут решить, что лучше сделать – купить целиком готовый РЗМ в сборе или приобрести отдельные детали, произвести ремонт редуктора. Здесь действительно определиться сложно – цена нового редуктора, разумеется, выше, но хозяин машины освобождается от головной боли с регулировкой. Все дело в том, что хорошего мастера по вазовским редукторам найти не так просто, и нет никакой гарантии, что новая главная пара не загудит.

Если автовладелец покупает новый редуктор, а он гудит, деталь можно обменять по гарантии, но хозяин машины теряет деньги на снятии и установке РЗМ. В случае приобретения бракованной главной пары дороже обходится сам ремонт – придется платить мастеру за вторичную переборку редуктора ЗМ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий