Золочение в домашних условиях

Гальваническое серебрение в домашних условиях быстро, легко и эффективно. Пошаговая инструкция

Гальваническое серебрение в домашних условиях можно выполнить несколькими способами, не требующих наличия дорогостоящих химреактивов.

При гальваническом методе потребуется подключить обрабатываемое изделие к катоду, а серебряную вещь к аноду. Под электрическим воздействием в электролите на обрабатываемом изделии начнут собираться молекулы серебра, которые станут защитным покрытием.

Рассмотрим процесс гальваники пошагово.

Подготовить необходимые инструменты

Для процесса потребуются:

  • Пластиковая или стеклянная емкость-диэлектрик подходящих размеров;
  • Электролит;
  • Серебро;
  • Источник постоянного тока;
  • Держатель для фиксации;

Также рекомендуется приобрести ювелирные весы, поскольку отмерять реактивы потребуется с точностью до грамма. Дешево приобрести необходимое оборудование можно через Интернет, в точках авто- и стройматериалов.

Приготовить растворы и химические реагенты

Состав раствора зависит от сплава обрабатываемого предмета. Серебрение меди возможно с помощью следующей эссенции:

  • Хлорид серебра — 10 грамм;
  • Карбонат натрия — 45 грамм;
  • Цианид калия — 45 грамм;
  • Хлорид натрия — 20 грамм;
  • Водный раствор гидроксида аммония — 80 мл;

Существует несколько видов электролитов для серебрения, среди которых:

Электролит синеродистый с содой

Синеродистый электролит для серебрения содержит:

  • Хлористое серебро — около 20 грамм на лист смеси;
  • Гексацианоферрат калия — около 20 грамм на литр;
  • Кальцинированная сода — около 30 грамм на литр;

Для электролита будет характерно течение реакции при низкой концентрации тока и комнатной температуре.

Электролит и сода

Электролит синеродистый с поташем

Нагрев такого электролита можно доводить до 750 оС, а катодную концентрацию электричества — до 2 а\дм2.

Состав на литр:

  • Хлористое серебро — около 40 грамм;
  • Желтая кровяная соль — около 250 грамм;
  • Поташ — 10-25 грамм;

Электролит с йодистым калием

При данном электролите для серебрения необходимо электрическое напряжение от 0,10 до 0,30 а\дм2, температура — стандартная комнатная.

Состав на литр:

  • Сернокислый драгметалл — около 35 грамм;
  • Иодид калия — 650 грамм;
  • Раствор аммиака — 80 мл;
  • Пирофосфорнокислый калий — 45 грамм;

Подключение емкости к источнику тока

Электролиз — это разложение вещества на составные части при прохождении через его раствор электрического тока. На данном физико-химическом процессе и основываются дальнейшие действия.

Серебрение меди электролизом

После того, как электролит приготовлен и отфильтрован, его необходимо перелить в гальванический сосуд. Далее потребуется подключение к электрическому току.

Погружение изделия

Обрабатываемый материал, выступающий в роли отрицательного электрода, не должен соприкасаться с сосудом и положительным электродом.

Чистка и полировка результата

Постобработка полировкой почти не применяется, поскольку она может удалить значительный слой нанесенного металла. Для получения гладкой поверхности рекомендуется провести полировку и очистку предварительно.

После серебрения материал достаточно промыть проточной водой.

Метод электролиза подходит как для нанесения покрытия, так и для снятия серебрения. Во втором случае анодом будет являться загрязненный драгметалл, а катодом — полоски из нержавейки.

Нанесение серебряного покрытия в ванне в домашних условиях

Серебрение металла гальваническим методом наносят в ванных погружного типа с приложением электрического тока. Серебрение химическим способом не дает плотного, равномерного, качественного слоя серебра. Адгезия также будет минимальной. Самый известный способ серебрения в домашних условиях — это осаждение серебра без приложения тока на медную или латунную поверхность.

Этапы серебрения в домашних условиях путем осаждения:

  1. Приготовление раствора из нитрата серебра, с добавлением гипохлорита натрия или раствора аммиака.
  2. Зачищение поверхности изделия от оксидной пленки.
  3. Обезжиривание.
  4. Нанесение серебра.

Цвет покрытия при таком способе обработки от грязно-серого до желтоватого. Это не значит, что медь проглядывает из-под серебра, это говорит о том, что толщина слоя очень мала и составляет менее 1 мкм. Любые заверения в том, что таким способом можно нанести 10-20 микрон серебра не более чем слова. В целях декоративной отделки металла или в технических задачах серебро наносят не менее 5 мкм, так как ввиду мягкости покрытия износостойкость достигается только толщиной слоя серебра. Если толщина серебрения менее 1 мкм, это говорит о невозможности использования изделия. Даже в чисто декоративных целях этот способ нельзя применять. Дело в том, что серебро и медь имеют большое сродство поверхностей, именно поэтому серебрение в домашних условиях можно наносить на медь без подслоя. Но есть и обратная сторона этого же свойства: похожая кристаллическая решетка объясняет диффузию тонкого слоя серебра в основу из меди. Изделие в серебре толщиной менее 1 мкм со временем (обычно от 1 месяца до полугода) становится розовым, то есть возвращается цвет металлической меди. Серебро диффундирует в медь и на поверхности остаются только атомы меди. Это не говорит о том, что покрытие облезло, отслоилось или стерлось, это просто свойство тонкого слоя серебра, нанесенного на поверхность меди.

Конечно, это не случайность и не просто пример работы в домашних условиях. Химическое серебро можно наносить только на медные сплавы. Со сталью не запустится реакция осаждения металлического серебра, а алюминий дополнительно к неудачному покрытию испортит электролит серебрения, так как этот металл растворяется в щелочных и кислотных растворах. Если Вы все же решите попробовать нанести серебрение в домашних условиях, выбирайте медный сплав. Качество покрытия можно проверить только если серебрение удалось нанести.

Использование меднения

Покрытие медью различных заготовок в последнее время часто проводится в домашних условиях. В большинстве случаев технология применяется для достижения следующих целей:

  1. Декорирование металла или пластика. Меднение металла в домашних условиях часто проводится для того, чтобы получить старинные на вид изделия, которые пользуются большой популярностью. Специальная процедура состаривания позволяет создать эффект длительного использования изделия. Кроме этого, медь после нанесения напоминает золото. Именно поэтому небольшой слой можно нанести для получения статуэтки или сувенира.
  2. Гальванопластика. Меднение стали подобным образом также может проводиться в домашних условиях. Суть технологии заключается в создании восковой или пластиковой основы, которая покрывается слоем рассматриваемого сплава. Гальванопластика часто применяется для получения ювелирных изделий или сувениров, матриц и волноводов. Применение специальных материалов позволяет существенно повысить качество покрытия.
  3. Получение деталей, используемых при создании различных механизмов. Меднение чугуна или другого металла проводят на производственных площадках при различных технологий. Покрытие заготовки медью позволяет существенно повысить электротехнические качества. Подобным образом можно получить клеммы или прочие подобные элементы, которые будут эксплуатироваться под напряжением. Изделия из чистой меди обходятся очень дорого. Именно поэтому часто применяется рассматриваемая технология.

Меднение стали

Меднение пластика в домашних условиях проводится крайне редко, так как подобный материал не выдерживает воздействие высокой температуры. Кроме этого, пластичность основания приводит к появлению структурных трещин.

Жавелевая вода и белок

Еще одно эффективное средство, помогающее очистить позолоченные изделия. Жавелевую воду можно приобрести в специализированных магазинах либо заметить «Белизной». Последовательность действий такова:

  • взбить 1 яичный белок – вилкой, венчиком или миксером;
  • добавить к нему 1,5 ст. л. «Белизны» или жавелевой воды;
  • в получившуюся густоватую смесь поместить украшение;
  • аккуратно потереть изделие губкой;
  • сполоснуть.

Это один из самых простых и безопасных способов обновления внешнего вида позолоты и устранения небольших загрязнений. Украшение или столовый прибор натирают луком, оставляют на полтора часа, после чего ополаскивают и протирают.

Можно просто поместить изделие, нуждающееся в очистке, в луковую кашицу, приготовить которую просто: пропустить овощ через мясорубку или блендер.

  1. В кастрюлю наливается 200 мл воды.
  2. Добавляется 1 ч. л. соли.
  3. Раствор ставится на газ, нагревается.
  4. В него погружают изделия, доводят до кипения и кипятят 15 минут.

После этого украшения и приборы следует сполоснуть и отполировать замшей.

Как сохранить золотое напыление: рекомендации по уходу

Воспользуйтесь следующими советами, чтобы ваши украшения и столовое серебро дольше оставались яркими и блестящими:

  • Снимайте ювелирные изделия во время занятий спортом, в бане, ванной, душевой, при нанесении уходовой и декоративной косметики.
  • Храните позолоченное серебро отдельно от изделий из других благородных металлов. Не стоит класть его в картонные коробки, так как сера, содержащаяся в этом материале, может навредить покрытию. Для этого лучше подойдут деревянные шкатулки.
  • Регулярно протирайте предметы мягкой тканью, например, замшей или фланелью.
  • Не берите украшения с собой на пляж. Их могут повредить как песок, так и соленая вода.

Вышеуказанные рекомендации помогут сохранить позолоту максимально долго, но не навсегда. В зависимости от качества покрытия и особенностей использования, слой продержится от 3 до 15 лет. Затем придется обратиться к ювелиру за повторным золочением.

05.03.21

Особенности процесса

Для получения качественного покрытия нужно правильно подобрать силу тока и напряжение. При слишком слабом токе металл осаждается слишком долго. В случае превышения нормативных параметров по току и напряжению, металл осаждается хлопьями. Еще один момент – приобретение жидкости для электролита. Проще использовать раствор для аккумулятора машины, а специализированные химикаты, например, серную кислоту, сложно приобрести обычному человеку. Чаще всего данный способ обработки предполагает омеднение изделий. Но можно посеребрить или позолотить заготовку при наличии драгметалла.

Золочение с помощью листиков сусального золота выглядит красиво, но его себестоимость гораздо выше, чем у позолоченных изделий в розничной продаже. Чем крупнее деталь, тем большего размера требуется пластина электрода и подаваемый ток. Поэтому в быту крупные вещи не подвергают гальванопластике.

Процесс гальванопластики начинается со сборки аппарата. Плюс от источника тока подается на пластину, а минус – на изделие. Чтобы провода не начали реагировать при гальванизации, место их соединения с пластиной залепляют пластилином. Площадь с положительным зарядом должна быть больше площади заготовки желательно не менее, чем в два раза. Чтобы выставить оптимальный ток на приборе, пользуются простой формулой. Площадь пластины умножают на плотность тока. Обычно берут значение плотности 1-2 А на каждый квадратный дециметр.

После выполнения расчетов приступают к обработке. Обезжиренную заготовку с помощью клея и медной проволоки прикрепляют к минусовому контакту. Если материал не токопроводящий, необходима обработка изделия графитовым спреем. Если будущее украшение имитирует ювелирное, нужно все камушки и стекла заклеить пластилином. Этот материал не позволит измениться цвету камня. Желательно брать для создания украшений стекло или устойчивые к агрессивным средам камни.

Полученный в течение двух часов слой отличается от слоя, выработанного за сутки большей толщины и прочностью

Важно учитывать, что ванна с электролитом и изделиями должна стоять неподвижно на протяжении многих часов для качественного результата. Готовое изделие не кажется железом, оно будет сверкать розоватым медным блеском

Такой результат свидетельствует о том, что процесс прошел успешно.

Золочение

Золотые покрытия можно наносить непосредственно на медь, медные сплавы, серебро и никель. Наилучшие результаты при золочении металлов обеспечивает нанесение золота на никель. Введение в состав золотых осадков кобальта, меди, серебра, сурьмы, индия и некоторых других металлов, дает возможность получать золотые сплавы различных цветов, и имеющих улучшенные эксплуатационные свойства. Такие сплавы характеризуются мелкокристаллической структурой, низкой пористостью, повышенным блеском и высокой износостойкостью. Золотосеребряные сплавы – “зеленое” золото или золотомедные – “розовое” золото наносят только на подслой золота, серебра или сплавов золота. Из электролита “розовое” золото можно осаждать золотомедные сплавы значительной толщины и обладающие наибольшей твердостью среди всех двойных сплавов на основе золота. К тому же цвет получаемых покрытий при массовой доле золота в сплаве, равной 85%, почти не отличим от цвета металлургического золота 585-й пробы.

Для нанесения золотых покрытий методом гальванического золочения в основном используются цианистые электролиты золочения, которые большинству показателям обеспечивают наилучшие результаты, по сравнению с не цианистыми электролитами. Основным компонентом в таких электролитах является анион золота, исключающий возможность контактного вытеснения золота медью и другими металлами, а осаждение золота на поверхности детали происходит в результате восстановления металла из цианауратного комплекса. Цианистые электролиты золочения можно разделить на три основные группы: щелочные, нейтральные и кислые.

Щелочные электролиты содержат золото, в пределах 8-12 г/л, свободный цианистый калий или натрий 20-80 г/л, и соль щелочного металла, для повышения электропроводности раствора, 70-100 г/л. Процесс золочения и осаждения золота в щелочных электролитах проводят при катодной плотности тока в диапазоне 0,1–1,1 А/дм 2 , температуре электролита 60-80 о С и постоянном перемешивании. Режимы осаждения в щелочных электролитах несколько ограничены по сравнению с кислыми и нейтральными электролитами золочения, и помимо этого, их основным недостатком является накопление в растворе карбонатов, которые нужно периодически удалять. Щелочные электролиты золочения применяют в основном для получения первичного подслоя золота перед осаждением более толстых золотых покрытий.

Нейтральные электролиты золочения работают при рН = 6,0 – 8,0 и имеют низкое содержание свободного цианида, в пределах 1-2 г/л. Данные электролиты обладают низкой рассеивающей способностью, но имеют более высокий выход по току, чем щелочные электролиты и позволяют получать более низко пористые золотые покрытия. Но использование нейтральных электролитов золочения очень ограничено, так как в процессе работы в них накапливаются соли неблагородных металлов, что отрицательно сказывается на качестве получаемых золотых покрытий. Нейтральные электролиты золочения используются в основном для покрытия сплавами золото-медь и для нанесения покрытий большой толщины 20 мкм и более. Основными недостатками нейтральных электролитов золочения является их нестабильность и необходимость частой регенерации.

Кислые электролиты золочения работают при рН = 3 – 6, не содержат свободных цианидов, отличаются безвредностью и стабильностью, и имеют самое большое распространение, позволяя проводить процесс золочения при комнатной температуре 20-25 о С и достаточно больших плотностях тока, до 1,5 А/дм 2 , что является их основным преимуществом. И, несмотря на то, что данные электролиты имеют более низкий выход по току, чем щелочные и нейтральные электролиты золочения, они позволяют получать более высоко блестящие золотые покрытия.

Комментарий. Перемешивание электролита и повышение концентрации золота в электролите позволяет значительно повысить выход по току, однако увеличение содержания золота в электролите способствует повышению потерь драгоценного металла, поэтому максимальная концентрация его в электролитах не превышает 15 г/л.

Помимо этого, кислые электролиты золочения не содержат свободных цианидов и работают, также как и нейтральные электролиты, с нерастворимыми анодами (в качестве анода используется титановая пластина или сетка с иридиевым или платиновым покрытием). К недостаткам кислых электролитов золочения можно отнести их относительно низкую рассеивающую способность и более высокие внутренние напряжения получаемых осадков. Благодаря хорошим физико-химическим свойствам широкую популярность получили лимоннокислые электролиты золочения.

Гальваническое меднение в домашних условиях

Для этого понадобится:

  • Медный купорос;
  • Вода;
  • Соляная кислота в чистом виде.

https://youtube.com/watch?v=QvwAzJe17BA

Гальваническое меднение в домашних условиях

Приготовления раствора

Медный купорос

Делаем насыщенный раствор медного купороса, после чего нужно будет добавить 1/3 этого раствора в соляную кислоту. После приготовления раствора медного купороса его следует тщательно размешать, чтобы не было частиц. Далее нужно соляную кислоту тонкой струйкой добавить в этот раствор. Не следует забывать про технику безопасности и использовать перчатки и защитные очки. После того, как вы добавили в раствор соляную кислоту, его следует тщательно перемешать.

Итак, раствор готов и можно приступать к меднению в домашних условиях. Для этого нужно взять металлическую деталь, на которую вы собрались наносить слой меди и подготовить ее к работе. Подготовка включает в себя ее обработку наждачной бумагой. Данная процедура позволяет не только зачистить металлическую поверхность, но и обезжирить ее. Такая же процедура будет актуальна и для детали из латуни или свинца. После этого, покрытие нужно тщательно промыть в растворе кальцинированной соды. Это позволит более тщательно обезжирить материал.

Кальцинированная соды для обезжиривания материала

Далее поверхность нужно погрузить в раствор медного купороса и соляной кислоты

Следует обратить внимание на то, что первый слой меди является очень тонким и слабым, поэтому его желательно снять при помощи металлической щетки. После  того, как вы это сделали, поверхность стали или  свинца следует повторно промыть в растворе кальцинированной соды и опять погрузить в раствор для меднения

Данные манипуляции приведут к тому, что слой меди в домашних условиях на поверхности будет гораздо толще и гораздо крепче, поскольку его убрать можно будет с предмета, только используя наждачную бумагу, а не металлическую щетку как прошлый раз.

Этот способ позволяет сделать очень качественное медное покрытие, которое можно снять только наждачкой. Для улучшения медного покрытия в домашних условиях следует деталь еще раз погрузить в раствор.  Указанный способ отличается своей простотой и высокой эффективностью в  том числе и для изделий из свинца.

Процедура меднения

Меднением принято называть процедуру гальванического нанесения меди, толщина слоя меди в таких случаях может составлять-от 300 мкм и больше. Меднение стали это один из наиболее важных процессов в гальванике, поскольку используется, как дополнительный процесс перед нанесением других металлов для хромирования, никелирования, покрытие серебром.

Для медных покрытий характерно высокое сцепление с другими поверхностями, изделиями из свинца особенно металлическими,  а также высокая электропроводность и пластичность. Нанесенное недавно покрытие имеет ярко-розовый матовый или же блестящий цвет. Под воздействием влияний атмосферы медные покрытия могут окисляться, покрываться налетом окислов с различными пятнами радужного вида.

Покрытие сплавами золота

Для покрытия изделий чаще всего используют сплавы золота, к которому добавляют лигатирующий компонент. Дополнительный элемент в составе сплава позволяет придать детали необходимые качества и желаемый оттенок. В России предпочтение отдают золоту с красноватым отливом, в США и некоторых других странах приоритетом пользуется покрытие лимонно-желтого или латунного оттенков.

Для того чтобы гальваника имела оттенок не под золото, а под платину, рабочий сплав должен состоять из золота и никеля, процентное содержание которого должно составлять не менее 8-10%. Такое покрытие будет иметь белый оттенок, а также отличаться высокой твердостью по сравнению с чисто золотым слоем. Чем больше доля никеля в сплаве, тем выше будут показатели твердости и износостойкости итоговой поверхности. Гальванические покрытия на основе золота и никеля за границей применяют для ювелирных изделий. Благодаря высокой устойчивости коррозионным процессам их можно использовать и для технических целей.

Сплав золота и меди в России применяется для покрытия элементов наручных часов. Ход процесса зависит от концентрации свободного цианида в электролите: чем больше концентрация вещества в электролите, тем меньше содержание меди в полученном покрытии. При проведении процесса в условиях нейтральных электролитов можно получить покрытие медь-золото толщиной 20 микрон.

Кроме перечисленных сплавов, используются также составы золото-серебро и золото-сурьма. Процентное содержание элементов в итоговом покрытии зависит от особенностей электролита и применяемых химических реактивов.

Гальваническое покрытие золото-сурьма заслужило положительные отзывы благодаря своему использованию для золочения оправ очков. Покрытие такого состава характеризуется не только повышенной износостойкостью, но и привлекательным внешним видом. В зависимости от толщины оно может получиться полублестящим или блестящим. Подобные свойства вместе с высоким уровнем устойчивости к механическим воздействиям позволяют использовать сплав в декоративных целях.

Практика домашнего золочения

Методика позолоты в условиях дома, а не специализированной лаборатории достаточно сложна, и не всегда выполнима. Химические реактивы, которые необходимы для золочения в домашних условиях, не всегда доступны для любителей. Сам по себе процесс золочения совсем не простой, он требует навыков и опыта.

Механическую методику чаще называют сусальным золочением. Нанесение позолоты сводится к покрытию изделий золотой фольгой. Тонкие листы мягкого золота наносят на изделие, толщина листов определяется в несколько микрон.

Механический способ золочения

В механическом методе можно разграничить два главных подхода:

  1. Масляное направление. В основу этого направления положена технология поклейки золотого листа на масляный лак. Преимущество этого способа — возможность покрывать позолотой изделия из весьма разнообразных материалов, в том числе и металлические предметы, и детали из пластика. Из недостатков следует отметить влияние влаги на позолоченную поверхность. Изготовленный таким способом предмет имеет матовую поверхность, без характерного блеска.
  2. Технология клеевого золочения практически не претерпела изменений с древних времен. На специально подготовленную поверхность наносят до 10 слоев полимента, затем на поверхность накладывается сусальное золото.

    Идеальной основой для такой процедуры золочения служат дерево и полиуретан. Блеск, получаемый в результате этого метода, может удовлетворить самые взыскательные требования потребителей. Производить золочение таким способом возможно только лишь в идеально сухом производственном помещении.

Электрохимический способ нанесения позолоты

Нанесение позолоты электрохимическим способом тоже имеет несколько разновидностей:

  1. При позолоте изделий гальваническим методом золочения, металлическую деталь погружают в состав солей благородного металла. Когда через смесь пропускается электроток, то частицы солей золота с положительным зарядом концентрируются на исходном предмете. В результате на выходе получается крепкий слой золота, химическая прочность которого достаточно велика.
  2. Самым эффективным способом признан метод электрохимической металлизации. Применение гелей, содержащих металл и специализи- рованного источника питания, позволяют сделать процесс золочения более быстрым и технологичным.

    Покрытие, нанесенное таким способом, обладает молекулярной связью с исходной поверхностью, а стойкость его повышается в разы, благодаря присутствию солей кольбата. К технологическим преимуществам можно отнести отсутствие надобности в емкости для золочения, также покрытие золотом можно производить на предметах, самых различных размеров. Разбирать исходное изделие не надо, позолота оседает только на токопроводящих поверхностях.

На дому часто используют способ натирания металла. Для этого хлорное золото кладут в раствор цианистого калия, досыпая мел, доводят раствор до состояния кашицы.

Если в эфире растворить хлорное золото, то таким раствором тоже можно проводить золочение. После испарения эфира, на поверхности исходной детали образуется тончайший слой золота с характерным блеском. Используя данный раствор, можно с помощью пера, делать на металле золотистые рисунки.

Украшения из позолоченного серебра. Зачем и какую пробу наносят на серебряные украшения

Ювелирные украшения, равно, как предметы искусства никогда не выполняются из чистого драгоценного металла (какие регламентированы периодической системой элементов), это невозможно из-за специфики металла, так как на 0,1% они включают в состав свой собственный оксид – продукт окисления атмосферным воздухом.

Прежде всего востребованность использования биметаллических сплавов для изготовления украшений объясняется характеристиками металлов. Золото, а также серебро являются очень мягкими металлами, которые легко подвергаются деформации. Для снижения этого проявления к золоту или серебру добавляются легирующие (укрепляющие) металлы. Допустим, для серебра чаще всего используется медь, а для золота – то же самое серебро.

Серебряные кольца с позолотой Для того чтобы отразить на изделии количественное содержание драгоценного металла по отношению к легирующему, ставится специальная проба. Это «отпечатанная» тиснением цифра на специальном пояске, который выводится на малозаметном месте, чтобы не портить эстетический вид украшения.

Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал. Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.

Мнение эксперта

Всеволод Козловский

6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд

Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию оригинальной школы, разработке собственных методов и секретов. Мастера по золочению брали мальчиков с самого раннего возраста, чтобы передать им все тонкости своей профессии. И только немногие из них действительно достигали вершин мастерства.

Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.

Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.

Подготовка металлических изделий

Чтобы гальваника в домашних условиях получилась качественной, нужно не только подготовить необходимое оборудование, но и выполнить предварительную обработку детали. Если поверхность детали является шероховатой, то необходимо выполнить ее выравнивание с помощью наждачной бумаги или методом точной шлифовки. Обработку можно также выполнить с помощью пескоструйной технологии, которая подходит для выравнивания поверхностей больших деталей или запчастей.

После зачистки следует также выполнить обезжиривание поверхности запчасти. Обезжиривание удаляет накопившийся слой пыли и грязи, устраняет пятна органического происхождения, повышает уровень сцепления металлических частиц с поверхностью запчасти. Для обезжиривания люди обычно применяют ацетон, спирт или бензин. Чтобы очистка получилась качественной, нужно учитывать химический состав детали:

  • Если Вы работаете со стальными изделиями, то обезжиривание следует проводить с помощью едкого натрия или калия. Для приготовления 1 литра раствора следует растворить в воде 50-100 г одного из веществ по выбору. После растворения смесь следует нагреть до температуры 75-90 градусов, а потом нужно поместить туда требуемую деталь. Оптимальное время обезжиривания в растворе — 15-25 минут.
  • Обезжиривание алюминия выполняется по похожей схеме, но в более щадящем режиме. Для приготовления обезжиривающей смеси растворите в 1 литре воды 50 г углекислого натра или тринатрийфосфата. После этого нагрейте смесь и доведите ее до температуры 55-70 градусов. Держите деталь в нагретом растворе не более 5 минут.
  • В случае работы с медными запчастями для обезжиривания следует использовать едкий натр. Оптимальная концентрация веществ — 30 г натра на 1 л воды. После приготовления смеси нагрейте раствор до температуры 30-40 градусов. Держать медную запчасть в очищающем растворе следует 5-8 минут (в случае детали сложной формы — 7-10 минут).

Особенности серебрения в домашней обстановке

Чтобы результат оказался удачным важно правильно приготовить массу. Поскольку готовка будет идти с соединением вредных составляющих, выбирать нужно проветриваемую комнату. Также, в целях предотвращения опасности, следует ограничить доступ детей к реактивам

Что насчёт рецепта, то один из них выглядит следующим образом (для примера будет рассмотрено серебрение меди):

Также, в целях предотвращения опасности, следует ограничить доступ детей к реактивам. Что насчёт рецепта, то один из них выглядит следующим образом (для примера будет рассмотрено серебрение меди):

  • 6 грамм хлористого аргентума;
  • по 8 грамм поваренной соли и винного камня;
  • дистиллированная вода;
  • резиновые перчатки;
  • фланель;
  • сосуд для смешивания.

Всё тщательно измельчается и перемешиваются друг с другом. В итоге вынуждена образоваться пастообразная основа. Её наносят на мягкую ткань, и равномерно протирают вещь. Когда гладь получит серебристый оттенок, её промывают из крана и полируют хлопчатобумажной толстой ветошью. Таким же типом производится серебрение разнообразного металла, пластика, керамики и других материалов.

Важнейший этап – очистка объекта от окислов, жира и ржавчины (соединение наносится на абсолютно чистую заготовку). Для этого подойдёт какой-либо известный метод, например, белый уксус. Достаточно опустить в него медные объекты на несколько часов. В качестве альтернативной версии, делается смесь из пищевой соды. Она обязана быть густой, чтобы можно было нанести на плоскость. Далее загрязнение и коррозия без труда сводятся старой зубной щёткой.

Чистка меди уксусом

Самодельное вещество нельзя долго хранить в жилом помещении, особенно рядом с огнём. Со временем происходит реакция, в ходе которой формируются взрывоопасные компоненты

Также покрытие серебром, особенно в домашних условиях, рекомендуется проводить осторожно, с защитой органов дыхания и кожных покровов. А по завершению процедуры вымываются и дезинфицируются руки. Если есть желание позолотить стальной предмет, то исполнить операцию быстро вряд ли получиться

Для золочения понадобятся сложные составляющие (фосфорнокислый натрий, хлорное золото, кристаллический, углекислотный натрий и прочее) и особенное оборудование (специальные ванны). Однако в сети есть примеры, доля которых про домашние типы позолоты, и в этом случае заготовку можно сделать самостоятельно

Если есть желание позолотить стальной предмет, то исполнить операцию быстро вряд ли получиться. Для золочения понадобятся сложные составляющие (фосфорнокислый натрий, хлорное золото, кристаллический, углекислотный натрий и прочее) и особенное оборудование (специальные ванны). Однако в сети есть примеры, доля которых про домашние типы позолоты, и в этом случае заготовку можно сделать самостоятельно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий